Фестивальная жизнь

Спектакль «БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ» был представлен на XIV Международном фестивале «ЦАРЬ-СКАЗКА» в Великом Новгороде

Моноспектакль Валерии ЖИЛИНОЙ по произведениям Марины Цветаевой «БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ» орловского театра «Свободное пространство» был представлен на XIV Международном фестивале «ЦАРЬ-СКАЗКА» в Великом Новгороде.


Лаборатория "Молодая критика — театральное будущее""Были слезы больше глаз« — моноспектакль Валерии Жилиной по прозе и лирике Марины Цветаевой. Очевидно, что женская история. Однако ставит ее художественный руководитель Орловского государственного театра «Свободное пространство» Александр Михайлов — и руководствуется исключительно собственным внутренним запросом."Были слезы больше глаз« — моноспектакль Валерии Жилиной по прозе и лирике Марины Цветаевой. Очевидно, что женская история. Однако ставит ее художественный руководитель Орловского государственного театра «Свободное пространство» Александр Михайлов — и руководствуется исключительно собственным внутренним запросом.

— Моноспектакль — это, пожалуй, всегда рискованное предприятие. От кого же в большей степени зависит его успех — от режиссера или все-таки от артиста?
— Конечно, должна быть очень мощная актерская индивидуальность. Я не видел моноспектаклей вне сильных артистов. Режиссеры это прекрасно понимают, а потому в работе над моноспектаклем помогают исполнителю, а не занимаются самовыражением. Направляют актерскую энергию.
— Что это за энергия? Что должно быть в актерской природе, чтобы артист мог работать моноспектакль? Это ведь далеко не каждому выходящему на сцену дано.
— Понятно, что природа актерского воздействия на зрителя не поддается никакому анализу. Это как в спорте: просто у одного есть физические данные, позволяющие прыгать высоко или поднимать большой вес, а у другого нет. Я могу сказать только как сторонний наблюдатель: вероятно, очень важна способность артиста полностью растворяться в материале. Увлекаться им до такой степени, чтобы увлекать других. А какие внутренние струны при этом вибрируют, я не знаю.
— В вашем спектакле вот что удивляет: есть актриса, есть текст. И никаких «подпорок»: лаконичная сценография, лаконичный свет, музыки почти нет...
— А здесь не надо ничего подпирать: здесь текст совершенно замечательный. Это прекрасно организованное музыкально-поэтическое произведение. Причем очень энергетичное, ведь Цветаева — один из самых энергетически мощных мировых поэтов. Ее лирика начинается с той кульминационной точки, которой другие поэты обычно завершают свои произведения. Поэтому наша задача не изобретать подпорки, а открывать мощь цветаевского текста, давать ей проявляться в полной мере.
— Есть ощущение, что весь спектакль строится на контрасте образов: жесткая, выпрямленная, по-своему даже брутальная Цветаева — и Сонечка, изломанная, тонкоголосая.
— Несомненно. А еще на сложном сопряжении двух тем: темы любви и темы долга. Они развиваются по симфоническому принципу: одна из них главная, другая — побочная.
— Насколько этот спектакль — личная история Цветаевой, а насколько — история революционной России?
— Мы говорим не то чтобы о судьбе страны — скорее, о судьбе русского народа. Поэтому и тема чести так важна. Чести, которая утрачена в силу того, что огромное количество людей в начале прошлого века уехало из России, многих посадили.
— А насколько это ваша личная история? У вас случайно не было белогвардейцев в роду?
— Нет, мои родители мои были простыми людьми. Но почему-то то, о чем писала в 1918-1919-м в своей лирике Цветаева, волнует меня сильно. В меня это попадает. Вообще, я редко пересматриваю свои спектакли, но этот смотрю часто — и он каждый раз снова меня цепляет.

Антон АЛЕКСЕЕВ

«Диалог для одной поэтессы»

Моноспектакль — один из сложнейших жанров в современном театре. А когда актрисе нужно попытаться создать образ какой-либо известной личности, то задача становится под силу далеко не всем. Валерии Жилиной образ Марины Цветаевой, кажется, удался. Во взгляде отрешенность и сила, в голосе легкая хрипата, а в пластике будто бы вечный полет, вознесение над обычным миром. При этом образ Цветаевой не единственный в этом спектакле. Появляется также молодая актриса Сонечка, несколько мужчин, и для каждого персонажа создается индивидуальная речевая и чувственная характерность. Перед зрителем проносятся множество диалогов Цветаевой с людьми её окружения, взятые режиссером из «Повести о Сонечке», которые периодически прерываются стихотворениями.
Не смотря на выдержанную конкретность каждого персонажа, по всем кочует одна деталь: жесты часто становятся иллюстрацией к словам. То актриса показывает направление, на словах «здесь», то прикладывает руку к груди, демонстрируя «нож в сердце». Такая деталь, на мой взгляд, создает впечатление, что актриса Валерия Жилина играет Марину Цветаеву, которая играет саму себя и своих знакомых. Под конец спектакля уже и непонятно, Цветаева ли позаимствовала жесты у своих знакомых или они у неё...
Спектакль начинается с того, что Цветаева выходит с листком бумаги и читает письмо, написанное своей подругой Соней. Играется сцена печально, с горечью об ушедших тяжелых, но светлых годах. В финале Цветаева улыбается, говоря «Я, воистину, огонь». Так она когда-то называла Соню, а теперь и сама достигла этого состояния вечного горения, которое так приглянулось ей в молодой актрисе. Не, каждому, дано так пылать, но не каждый и выдержит. Цветаева выдержала и за себя и за других.

Интервью с Валерией ЖИЛИНОЙ:

24.04.2017

Купить билет