На орловской сцене артисты из ДНР показали, что миллионы не решают проблем

Орёл стал двенадцатым городом России, где познакомились с творчеством театра из ДНР

С большим успехом на сцене «Свободного пространства» прошли гастроли Донецкого республиканского академического молодёжного театра. В рамках проекта «Большие гастроли», организованного «Росконцертом» при поддержке министерства культуры России, донецкие артисты привезли в Орёл два спектакля: «Человек из Подольска» Д. Данилова и «Как боги» Ю. Полякова.

 … диалог со зрителем – живой, актуальный

Хотя спектакли на афише и были заявлены как комедии, к приятному удивлению они не оказались спектаклями-«смешариками». Выбрана отличная, оригинальная, крепко скроенная современная российская драматургия, где смешное соседствует с трагическим, бытовое – с романтическим, криминальное – с благородным. Обе пьесы сложносочинённые, смотрятся с напряжённым вниманием, исполнены в формате «грустного чёрного юмора». Обе с открытым финалом, предлагающим зрителю задуматься о главном: а правильно ли ты живёшь? И чем твоя история жизни отличается ото всех остальных?

Получился актуальный и вполне патриотичный диалог со зрителем. Согласитесь, сочетание острой социальной сатиры и деятельной любви к родине, поиска в героях нравственного зерна сегодня встречается не часто. 

… человек из Подольска,

Орла, Ливен, Мытищ – и далее по списку

Спектакль «Человек из Подольска» – это комедия абсурда, перед нами загадка на сообразительность, квест на внимание к деталям. Случайно попавший в «обезьянник» полиции «обычный Коля» настороженно опасается насилия или даже провокации с пакетиком вещества. При этом создатели специально путают зрителя, не дают сразу взять след. Вон тот вездесущий блогер в погонах, который пытается стримить на смартфон допрос (передавать в прямой интернет-эфир видео), он – мучитель? Нам покажут психологическую пытку? А дурацкие вопросы – часть этого давления?

Ситуация не поддаётся логике. 

Дальше – больше. Абсурд – он границ не знает… Только в страшном сне можно представить, что в отделении полиции для задержанных вместо ложно ожидаемых мук споют под динамичную подтанцовку! Или примутся пускать мыльные пузыри под музыку духоподъёмных моцартов, вовлекая задержанного в процесс. Но главное – будут терпеливо копаться в его душевном состоянии, чтобы отыскать… источник романтизма, восхищения, ту первичную, самую главную – элементарную частицу ЛЮБВИ!

Главная мысль произведения: пора вытащить на суд этот губительный, разъедающий молодое поколение пофигизм, раннюю усталость от жизни, это парализующее лакейство перед всем западным. Пусть тебе нравится Амстердам, но что мешает тебе в родном Подольске развести тюльпаны? Или, получив профессию, построить здесь каналы имени себя? Возвести красивые прочные дома, которые будут радовать глаз следующие 300 лет?

Но… к родникам этой души не пробиться. Герой Коля глух и слеп к Подольску. И плачет капитанша полиции (небесный ангел из полиции нравов?) горючими настоящими слезами по заблудшей душе…

Эта странная полиция-24 задерживает героя за то, что он «игнорирует Реальность», утратил смысл существования. Приговор вынесен: виновен … в НЕЛЮБВИ. «Это не дома и люди серые, это ты, Коля, серый-серый и одинаковый». В институт поступил бездумно (чтобы корочка была об образовании, «тупо ради диплома»). Профессию выбрал случайно (где-то ж надо зарплату получать). Свой провинциальный городок не знаешь, потому и не видишь в нём ничего, кроме рутины, потому и не любишь – равнодушен.

Перед нами история о человеке, попавшем не на своё место. Он конечно же, «вор» – украл место у тех, кто мечтал сюда попасть! Он, конечно же, «убийца» – интереса к жизни, радости, собственной личности! Не видит парень радости бытия. Как будто не глаза у него, а окуляр бинокля – сфокусированный на дальнозоркость. Всё красивое и особенное  – это далеко, это где-то за границей. Не под ногами, не под нашим небом, не вокруг тебя.

Пока он сам не поймёт и сам того не захочет – не в силах помочь этому Коле никакая внешняя сила, даже «специальный танец для развития мозга, чтобы к сороковнику не стать ментальным стариком». Герой, чтобы возродиться, – должен умереть. Понятно, духовно, понятно, возродиться как Феникс.

… жизнь – не пробник

Пьеса «Как боги» с подзаголовком «сцены из московского быта» – остроумный привет 90-м. Сценография постановки дополнительно подсвечивает главную идею пьесы. «Элите нельзя вести себя так, будто они вершители судеб, боги, спустившиеся на землю, которым всё по силам и всё дозволено…»

На сцене – знакомые всё лица.

Олигарх, поднявшийся на криминальном беспределе, прикупивший особнячок в Ницце, чтобы «плевать из него в море».

Спивающийся карьерный дипломат на покое, когда-то умница и острослов, безвольный, пластилиновый в руках жёсткого времени (блестящая работа актёра и режиссёра этого спектакля Евгения Романенко).

Две жены дипломата: молодая – преподаватель по этикету – такая «дама в футляре»; и эпатажная старая, выскочившая за жмота лорда (не повезло ей ни с одним из 4-х мужей). Сын и дочь дипломата повторяют путь многих из «золотой молодёжи»: каждый по-своему прожигает жизнь и проматывает родительские авансы.

Камнем в болото этой компании становится талантливый меритократ – неотёсанный, по московским меркам, гений-самородок из Старосибирска, счастливый знаток бизнес-схем и маркетинговых ходов.

Подбор типажей точен, характеры схвачены глубоко. Если пространство красивого дома гармонично и открыто миру, то все персонажи спектакля пребывают в дисгармонии (сами с собой, друг с другом, со своим временем). И у них нет будущего. Оно невозможно при таких исходных данных. Ни миллиончик, ни миллион, ни миллионище не решают большинство человеческих проблем.

Увидев в афише это название спектакля – «Как боги» – идите, не пожалеете! Полюбуетесь на китайское привидение, китайские древние артефакты «за 100 долларов кучка» и прочие говорящие детали бурного времени накопления капитала и потери лиц.

Сквозная тема спектакля – возвращение бумеранга. Нельзя на земле вести себя небожителем. Нельзя забыть (как старомодный) завет батюшки Петруши Гринёва, пушкинского любимца: «Береги честь смолоду!», а потом надеяться, что тебя, потраченного на сто маленьких любовей, кто-то сможет оценить по-настоящему. Нельзя выходить замуж «назло». Потом это «вымученное назло» убивает.

Как заметил драматург Юрий Поляков: нельзя «жить без правил, потакая любому своему желанию, жить, как боги, забыв о табу, – ничем хорошим это закончиться не может».

…фронт проигнорировать невозможно

На пресс-конференции от представителей Донецкого РАМТ журналисты узнали немало деталей о гастролях и истории театра. Как рассказал директор РАМТ Владислав Слухаенко, с 2014 года театр не работал, пережив большие кадровые потери: часть сотрудников уехала работать в Россию, другая – в Крым, третьи – в Харьков. Мешали нормальной работе и ограничения по ковиду. При этом интерес к театру, к искусству у жителей Донбасса, по его словам, – даже выше, чем до войны. Возник большой культурный вакуум.

После начала спецоперации на Украине коллектив театра выступает в госпиталях для раненых и для детей беженцев. Постепенно восстанавливается репертуар, труппа омолодилась, но пока возможен только репетиционный процесс, так как массовые мероприятия в республике запрещены из соображений безопасности.

Открытие областного ТЮЗа состоялось в далёком общесоветском 1971 году в Макеевке. Основу творческого коллектива тогда составили актёры русской труппы Донецкого областного музыкально-драматического театра и театральных институтов и студий Киева и Харькова. В технические цеха пришли выпускники из Одессы. Недавно этот единственный в ДНР театр для подрастающего поколения в преддверии своего 50-летнего юбилея был переименован в республиканский академический молодёжный театр.

…В какой-то момент показалось, что донецкие гости решили заранее извиниться, если что-то на сцене пойдёт не по плану: перед гастрольной поездкой по российским городам у них случились срочные вводы новых актёров по форс-мажорным обстоятельствам. К тому же технические работники театра были мобилизованы отодвигать фронт ВСУ от границ народных республик, и каждый член труппы взял на себя двойные обязанности. 

Маленький пример для понимания, что такое военная обстановка. Накануне отъезда на гастроли в Россию один из актёров был госпитализирован, а хирург, который его прооперировал, наутро уехал добровольцем на фронт. Поэтому новичкам тексты ролей пришлось учить на ходу.

Сразу скажу – зритель благосклонно не заметил этих проблем, всё прошло на высоком уровне творческой честности и профессиональной ответственности. Говорящая деталь: костюмы были отглажены до лоска, весь реквизит привезён, декорации установлены в полном объёме, без оправдательного «и так сойдёт». Во всём заметно было уважение к орловскому зрителю, самоуважение и достоинство, с которым коллектив настроился на эти гастроли. Донецким – спасибо! Накладок не случилось. Порадовали спектаклями, после которых остаётся долгая память и размышлительное послевкусие… Спасибо за артистизм, за тепло, за смыслы!

02.05.2022

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет