Председатель жюри 6-го Международного фестиваля камерных и моноспекталей LUDI Владимир СПЕШКОВ поделился своими впечатлениями на странице газеты «Экран и сцена».
Председатель жюри 6-го Международного фестиваля камерных и моноспекталей LUDI, который прошел в Орле в начале июня, поделился своими впечатлениями на странице газеты «Экран и сцена».
Голоса из России
«LUDI» из девяти стран
В августе старинный город Орел отпразднует юбилей, 450-летие. В разгаре подготовка к празднику. Хотя строительные котлованы и перекрытые улицы затрудняли дорогу к театральным залам, но на VI международном фестивале камерных и моноспектаклей неизменно были аншлаги.
Фестиваль «LUDI» (его главные организаторы — орловский театр «Свободное пространство» и худрук Александр Михайлов) нельзя обвинить в излишнем радикализме. Здесь озабочены не столько исканием новых театральных форм, сколько их разнообразием: драматургическим, режиссерским, а более всего — актерским. Незаурядными актерскими работами радовал почти каждый показ.
В приехавшем из Харькова спектакле «Письмо Богу» по пьесе Анатолия Крыма смысловым центром стал редкий дуэт Виталия Бондарева (Лемарес) и Юрия Лаврова (капитан Побойня). Судьбы их персонажей сходятся в украинском местечке, пережившем фашистскую оккупацию. Героев разделяет пропасть, а объединяет трагедия: семьи и того, и другого убиты фашистами. Разница биографий, национальностей, темпераментов не отменяет главного: понять другого и помочь другому — только это позволяет человеку оставаться человеком. Режиссер Галина Панибратец ставит перед актерами непростые задачи (роль капитана Побойни, к примеру, бессловесна, но сколь выразительно молчание Юрия Лаврова!). «Письмо Богу» театра «Ланжеронъ» получило награду за лучший спектакль малой сцены.
Постановок на большой сцене на шестом фестивале «LUDI» оказалось немало. Чему есть объяснение: фестиваль, проходящий каждое лето с 2010-го, был вынужден сделать перерыв в два года из-за ремонта здания театра «Свободное пространство». Ремонт завершен (но не окончательно, конечно), и грех было не порадовать публику спектаклями на обновленной сцене. Первой вышла на нее Липецкая драма с «Полковником-птицей» по пьесе Христо Бойчева (режиссер Сергей Бобровский). Зрелище в духе фильмов Кустурицы, где абсурд и драматизм окружающей жизни не мешают получать удовольствие от каждого ее мига, а трагикомические характеры и ситуации сплетаются в общее, на редкость заразительное действо. «Полковник-птица» удостоен премии за лучший спектакль на большой сцене.
«Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева Национального драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска (режиссер Валерий Анисенко) тоже играли на большой сцене, и некая гигантомания сценографии и видеоряде (художник Андрей Жигур), на мой взгляд, не пошли на пользу этой камерной семейной драме. Но все оправдали замечательная Тамара Скворцова—Бабушка (лучшая женская роль), Роман Соловьев—Саша (диплом «Надежда сцены»), Петр Ламан—Дед (диплом за лучшую мужскую роль второго плана).
А лучший актерский ансамбль жюри обнаружило в другом спектакле хозяев: в постановке «Свободного пространства» «Художник и любовь» (пьеса Евгения Балакина по мотивам лесковского «Тупейного художника», режиссер Александр Михайлов) целая россыпь актерских работ высокого класса: Валерия Жилина (крепостная актриса Любаша), Валерий Лагоша (граф Каменский, с крепостного театра которого ведет отсчет орловская сцена), Сергей Козлов (дворецкий Фрол), Максим Громов (крепостной художник Аркадий), Станислав Иванов (отец Пафнутий).
Главным событием шестого фестиваля «LUDI» также стал моноспектакль «Свободного пространства». Он называется «Были слезы больше глаз» (режиссер Александр Михайлов). «Повесть о Сонечке» и стихи Марины Цветаевой 1918-1919 годов, составившие литературную основу этого спектакля, — материал столь же благодатный, сколь опасный. Режиссер и актриса Валерия Жилина сумели обойтись скупыми средствами. Спектакль идет на почти пустой сцене, где декорация — лишь остов железной кровати с пружинами: и ложе любви, и орудие пытки. Театральный минимализм высшей пробы отсекает все лишнее, материализуя не только образы великого поэта и актрисы, Марины Цветаевой и Сонечки Голлидэй, но и тех, кто был рядом, названных и неназванных. Валерия Жилина играет глубоко и изящно, вовлекая слушателя, зрителя не столько в конкретное время исторических катаклизмов, сколько в вечное время поэта, художника, актрисы, влюбленного.
Саморефлексия творца, порой мучительная, вообще оказалась среди главных тем фестиваля. Один из вариантов — актерское самопознание в спектакле по пьесе Танкреда Дорста «Я, Фейербах» Старооскольского театра для детей и молодежи. Сергей Лысенко (постановщик и исполнитель главной роли) в своем монологе-исследовании играет актера до мозга костей, но актера трагически невостребованного. Сергей Лысенко удостоен фестивальной награды за лучшую мужскую роль.
Другой вариант самопознания — моноспектакль Самарского театра драмы имени М.Горького «Пришли те, кто пришли» (режиссер Юрий Васильев и исполнитель Олег Белов, диплом жюри «За талантливое воплощение романа Саши Соколова „Школа для дураков“»).
Фестиваль «LUDI» собрал театры из девяти стран. Отбор иностранных участников не назовешь строгим. Но был качественный моноспектакль литовского Театра Замка из Клайпеды «Амок» по Стефану Цвейгу (режиссер Альвидас Визгирда, актер Габриэлюс Запальскис, диплом «За яркое сценическое воплощение романтической прозы»), а также вдохновенный эксперимент греческого режиссера, хореографа, педагога Василиса Лагоса, прошедшего в свое время школу Ежи Гротовского. За считанные дни вместе с молодыми актерами разных орловских театров и студентами он поставил вариацию софокловской трагедии о царе Эдипе. Скорбный путь Эдипа начался на сцене, превратился в путешествие по всему театру (весьма непростое — у всех «эдипов» были завязаны глаза, так что царская слепота была отнюдь не театральной). Антигонами, помощницами и поводырями на этом пути было предложено стать всем зрителям представления «Путь в Колон», кажется, никого не оставившего равнодушным.
Как не было равнодушных на финальном спектакле фестиваля. Его играла Кэрол Свифт, английская актриса, много лет работающая в театре «Рондо» польского города Слупска. «Мать Мейра и ее дети» (режиссер Станислав Медзиевский) — монолог старой женщины-мусульманки, все сыновья которой стали жертвами боснийской войны. В скульп-турной статике и трагической интонации актрисы — подлинность непреходящей боли и заклинание новых бед (диплом «За гуманистический пафос и благородство памяти»). Впечатляющий финал содержательного фестиваля.
Владимир СПЕШКОВ, фото Николая Рожкова
«Экран и сцена», № 13 за 2016 год
15.07.2016