Знаменитую комедию ставит режиссёр Линас Зайкаускас, художник — Маргарита Мисюкова. О том, как идёт работа над спектаклем, Линас Зайкаускас рассказал журналисту «Орловской правды»
— Линас, за вашими плечами более 100 спектаклей, поставленных во многих театрах России и Европы. «Женитьбу» уже приходилось ставить?
— Я ставил «Женитьбу» Гоголя, но именно в таком виде, как сейчас, — впервые. Хотя сразу скажу, что не против повторений сценических работ. Но это будет совсем другая история — это будет странная «Женитьба». Но, оговорюсь, я люблю, чтобы странности были оправданы.
— И в чём же странность?
— Начнём с того, что абсолютно всех героев спектакля будут играть женщины. Почему? Первая причина совсем смешная. Я ещё давно когда-то пошутил, что, мол, если в шекспировскую эпоху всех героев в театре играли мужчины, то сейчас, когда пришёл век феминизма, почему бы и не сделать всех героев женщинами?! Ведь скоро, кажется, все роли в мире будут играть только женщины. Военные, космонавты, политики — женщины!
Главное же вот в чём: когда я читаю русскую классику, а особенно Гоголя и русских сатириков Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина, Чехова, вижу, что там почти нет настоящих мужиков. Мужской пол есть, а мужиков — нет. Все — бабы какие-то! Извините за это выражение! Даже Яичница какой-то весь бабский. И ещё есть одна причина: кто про женитьбу больше всего понимает? Правильно, женщины. Женщины, изучившие этот вопрос с детства во всех ипостасях. Они лучше всего эти проблемы и могут показать.
— Как актёры отреагировали на такую вашу творческую странность?
— Хорошо! Им понравилось! Это же возможность подурачиться, поиграть. А «Женитьба» — это комедия, фарс.
— Как вы проводили кастинг?
— У меня было уже изначально представление о том, каким должен быть каждый персонаж. Знаете, у всякого режиссёра есть свои привычки и методы. Я, например, не могу начинать ставить спектакль, не могу прийти на первую репетицию, если всего спектакля не имею в голове — в виде эдакого театрального фильма. Я вижу всех персонажей: высокий он или худой, толстый или низкий и т.д. Поэтому в какой-то степени актёрам, считаю, со мной работать легко, потому что во всех профессиях любят, когда руководитель знает, чего хочет. Но каждая палка — о двух концах. Ведь бывают актёры, которые при таком методе мысленно вопрошают: а где же, мол, мне тут «творить»? И требуют импровизации. Я говорю: выучи мои ноты, а потом уже импровизируй.
— В каком стиле будет оформлен спектакль?
— Художественным оформлением спектакля будет заниматься моя супруга Маргарита Мисюкова. Я с ней работаю постоянно в паре по двум причинам. Первая — это то, что считаю её хорошим художником. Кроме меня она работала и с известным режиссёром Сергеем Федотовым, получившим «Золотую маску». Знаменитый кинорежиссёр Кшиштоф Занусси приглашал её два раза на свои работы, и многие другие иностранные режиссёры тоже. Вторая причина: жена-художник — это очень удобно. За завтраком два слова сказали о спектакле, за обедом — два слова, на ночь — ещё три слова, и, смотри, всё уже готово!
Спектакль — коллективная работа. Но этой коллективной работой руководить должен всё-таки один. А часто бывает, что художник ставит свой спектакль, режиссёр — свой, композитор — свой. И получается, лебедь, щука и рак.
Раскрывать секреты не стану. Скажу только, что самый большой сюрприз ждёт зрителя в финале. Это будет очень неожиданно! Костюмы планируются классические, но везде будет фарс, буффонада. Всё будет преувеличено, с приставкой «гипер».
Хотел бы подчеркнуть, что на эту постановку собралась международная команда постановщиков. Режиссёр — литовец, художница — русская, а композитор — Васос Аргиридис с Кипра. Мы с ним выпускники петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
— Линас, с женщинами-актрисами легче работать, чем с мужчинами?
— Мне легче. Может, потому, что им легче простить почти всё, кроме измены, конечно (смеётся). А если серьёзно, то, наверное, потому что они всё же мягче. Как говорил Леонид Броневой, актёрская профессия — это всё-таки больше женская профессия. Женщина имеет моральное право и покапризничать, и подуть губки, а мужчина уж знает, как с этим сладить. Времени осталось мало, репетируем активно. Но, кстати, на премьере меня, к великому сожалению, не будет. Улетаю в этот день в Петрозаводск ставить оперу «Сельская честь».
— У Гоголя все произведения — на грани комического и трагического. Это как-то будет прослеживаться в вашем спектакле?
— Я думаю, что у Гоголя так всё написано, так заложено... То, что он заложил, никуда не денется, хоть ты на уши встань! Гоголь — страшный, немилосердный, от него всем достаётся и во всех пьесах.
— А вам нравится ставить русскую классику?
— Да, русская литература очень сильная. Намного, на мой взгляд, сильнее классической русской живописи и музыки.
— А новая драма? Это течение в современном театре вам близко?
— Скажу так: оно мне не мешает. Когда я был молодой, я был более категоричен. Тогда я, может быть, чётко ответил бы на этот вопрос. Но я становлюсь более «серебряным», мудрею (смеётся). Сейчас считаю, что в искусстве всему есть место. Не нравится — не читай, не смотри, не ходи. Место под солнцем есть для всех. Если это появляется, значит, это имеет право быть. Вот сейчас много споров по истории. Особенно в России. Так вот, я считаю, что самое лучшее познание настоящей истории — это художественная литература. Она не врёт! Почитайте Горького, Чехова — и вы поймёте, почему произошла революция. Художники, как зеркало, показывают ту жизнь, которая вокруг них. Поэтому если вам не нравится новая драма, значит, что-то вам нужно менять в себе — нечего на зеркало пенять.
— После премьеры «Женитьбы» вы продолжите работу в театре «Свободное пространство»? Есть уже какие-то планы?
— Да, с Валерием Лагошей мы начали репетировать моноспектакль «Цыплёнок из букваря». И даже имеем уже приглашение на международный фестиваль в Белград с этим спектаклем. Пьесу написал современный эстонский драматург Андрус Кивирякх. Это большая роль для такого великолепного актёра, каким является Лагоша. Это спектакль про одинокого, несчастного, психически недоразвитого человечка, которому лет пятьдесят, а умственное развитие — ученика первого класса. Он станет для нас симпатичным, мы будем жалеть этого большого ребёнка... Всё, больше не скажу — пусть останется интрига.
Также планирую поставить спектакль по пьесе современного турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина». С этим спектаклем мы тоже уже приглашены на международный фестиваль в Турцию. Сюжет таков: в горах существует деревушка, в которой девять месяцев в году — угроза схода лавин. Поэтому вся жизнь её обитателей должна пройти в максимальной тишине. Они говорят шёпотом, максимально тихо передвигаются, во время драки зажимают друг другу рты. Сексуальная жизнь тоже регулируется, чтобы женщина рожала только летом. Ведь даже если женщина не будет кричать во время родов — ребёнок обязательно будет.
И снова прерву на этом свой рассказ. Там всё так закручено, будет эдакий триллер. Всё в последние секунды решается. В спектакле восемь главных героев, причём шесть из них вообще не будут сходить со сцены. Есть где актёрам всех возрастных категорий показать своё мастерство.
Досье
Линас-Мариус Зайкаускас, театральный режиссёр. Род. 22 мая 1962 г. в Паневежисе, Литва.
В 1989 г. окончил факультет режиссуры музыкальных театров Ленинградской музыкальной академии им. Н.А. Римского-Корсакова. Работал режиссёром в театрах Каунаса и Паневежиса. Поставил около 100 оперных и драматических спектаклей на сценах России, Украины, Литвы, Польши, Румынии и Турции.
Был художественным руководителем Русского драматического театра в Вильнюсе, художественным руководителем и директором театра «Повшехны» в Радоме в Польше.
Преподавал в Музыкальной академии Литвы, в Паневежской консерватории и в Йельском университете (США), читал курс «Образ и язык в рекламе» в Высшей школе журналистики в Варшаве.
Являлся руководителем и директором Международного театрального фестиваля им. Витольда Гомбровича и Международного фестиваля культуры в Радоме, Польша.
В 2007-2010 гг. — главный режиссёр театра «Старый дом» в Новосибирске. С 2010 г. возглавлял Челябинский академический театр драмы им. Наума Орлова. С 2011 г. — главный режиссёр Ульяновского драматического театра.
С 2015 г. — художественный руководитель Паневежского драматического театра им. Ю. Мильтиниса.
20.02.2018
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион