Актер и его душа

Актёр театра «Свободное пространство» Сергей Горбачёв — один из самых обожаемых орловской публикой

У него целая армия поклонников. Девчонки, словно бабочки на огонь, летят на его романтический образ. Ещё бы: чёрные локоны, карие глаза!

Досье: Ф.И.О. Горбачев Сергей Александрович
Родился: 4 сентября 1978 года в Орле.
Гороскоп: год Лошади, знак Девы.
Семья: мама — Галина Александровна, папа — Александр Иванович, младший брат — Евгений.
Семейное положение: холост.
Главная ценность в жизни: свобода.
Любимый цвет: черный.
Любимая погода: когда идет дождь или снег.
Увлечения: рисование, дизайн, восточные боевые искусства, философия.

Однако красивых много , а вот интересны из них далеко не все. Сразу скажу: Сергей Горбачёв — человек необычный, тонкий, глубокий. Потому так хорошо ему удаются роли, где нужно погружение в глубину, где характер героя сложен, а образ неоднозначен.

Помню своё потрясение от роли слепого парня Дональда (спектакль «Эти свободные бабочки»), которую Серёжа сыграл, будучи студентом актёрского курса ОГИИК. Я верила ему, видела перед собой в самом деле лишённого зрения человека — ранимого, одинокого, но сильного и гордого.

— Я целую неделю общался с незрячими, — говорит Сергей, — специально ездил к ним, наблюдал. Я учился слепоте, замечал, как обостренно эти люди воспринимают звуки, запахи, какие чуткие у них руки.

Он сам дома подолгу сидел с закрытыми глазами и слушал улицу: вот проехала машина, вот к окну прилетела птица...

— Любая роль чему-то учит, что-то оставляет в душе. Чему научил тебя Дональд?
— Ценить то, что тебе дано. Терпеть не могу нытиков, которым всегда всего мало, у которых всегда «всё плохо». Вот кто по-настоящему и слеп, и глух, и глуп.

А может быть, они просто никогда не знали настоящей боли, не стояли на краю пропасти по имени Одиночество? Как, например, мальчишка из спектакля «Лови удачу, Жеспер!» У Сергея Горбачёва так натурально получается роль маленького, заброшенного всеми ребёнка.

Кстати, актёр ни в одной своей роли не допускает напыщенности и кривляний. Напыщенность и кривлянья — удел середнячков. А Горбачёв выше этого.

Не боюсь переборщить с комплиментами, поскольку знаю, что герой моего материала придирчив к себе. Может быть, даже слишком придирчив.

Есть люди, для которых высшей жизненной целью является овладение мудростью, достижение гармонии, познание устройства мира. Кажется, Сергей Горбачёв именно из таких. Он спокойно относится к деньгам, в меру честолюбив. Неприятности, которые встречаются ему на пути, старается воспринимать как уроки, как опыт, а не как наказание.

Судьба уже успела попробовать его на зуб. Выстоял. Не спрятался в тёплый и тёмный кокон. Может быть, только стал осторожней и строже... Артисту нельзя становиться толстокожим, он по сути своей — существо вообще без кожи. И у него есть чуткая, восприимчивая душа, которую надо умудряться одновременно и беречь, и тратить.

— Профессия актёра вообще парадоксальная, — говорит Горбачёв и добавляет мудреную фразу: — Когда всё есть, и в то же время ничего нет.

— А ты об этой профессии мечтал с детства?
— Нет, хотя порой развлекал друзей и даже выходил на сцену в составе КВН-команды. А театр... Видимо, это судьба. Сам по сей день не могу понять, но помню тот момент, когда словно повело в его сторону. К тому времени я уже освоил совершенно другую, далёкую от театра, профессию. Сергей ушёл из школы, закончив девять классов, и поступил в 16-е профессиональное училище (специальность — мастер отделочных работ).

— И что, в Орле есть места, в которых ты успел поработать как мастер-отделочник? — Конечно. Например, морг. Я там плитку укладывал.

— И видел мертвецов?
— Видел. Поначалу было страшно и очень грустно. Потом привык. Видимо, человек со временем ко многому привыкает.

— А к чему привыкнуть нельзя?
— К подлости, к глупости. Это всякий раз удивляет.

А вот что удивляет в самом Горбачёве, так это причудливое сочетание в нем уличного хулигана и благородного рыцаря. Всё это проявляется в манерах, в речи. Его благородство столь неожиданно для нашего времени, в котором так много воинствующего плебейства.

В нем живёт не показное, не отработанное, а, по всей видимости, врождённое эстетство, которое заметно в каждой роли. Характерен в этом смысле его Белый Клык в одноимённом спектакле. Восхищает психологичность и пластичность, с которыми Сергей играет волка.

Волки — это вообще эталон пластичности, выносливости, сочетания грации и силы. Волк у многих народов мира — существо не только харизматичное, но даже мистическое.

Это, наконец, символ человека смелого, но ... глубоко одинокого, гонимого толпой. Он — другой, отвергнутый, непонятый, отвечающий на ненависть беспощадностью.

Всё это актёр смог передать одной лишь только пластикой и мимикой. А от волка и не надо ждать каких-то слов, им надо просто любоваться.

В самом Сергее тоже порой чувствуется что-то волчье (и на груди на шнурке у него висит волчий клык), но по энергетике он — существо светлое. Хотя, говорят, характер у него довольно сложный.

Он и роли любит, чтобы у героев судьба была понеправильней, а образ посложнее. Особенно нравилось работать актёру над ролью Петра в «Последних», сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи», Чёрта в «Хапуне».

Его «хапунский» Чёрт — конечно, зло и тьма. Но там, в этой тьме, порой мелькает маленький огонёк человечности.

Одно из любимых произведений Сергея — «Фауст» Гёте.

— Ну и кто тебе более интересен, Фауст или Мефистофель? — спрашиваю.
— То, что происходит между ними, — отвечает он.

Сейчас Сергей Горбачёв работает над новой (главной) ролью. Режиссёр А.А. Михайлов ставит спектакль «Рыбак и его Душа» (по О. Уайльду).

— Сергей — актёр с сильным лирико-драматическим началом, — говорит Александр Алексеевич, — он очень наблюдателен и серьёзно относится к тому, что делает.

Произведения Уайльда всегда таинственные, многопластовые. В «Рыбаке...» есть пласт религиозный, философский, психологический. И всё, конечно, крутится вокруг любви. С одной стороны, драматическое пиршество для актёра, с другой — чрезвычайно серьёзная задача.

Думаю, Сергей Горбачёв с этой задачей справится. Он — упрямый. Он — талантливый.

14.01.2005

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Фото

Купить билет