Артист орловского театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев: «Тяжёлые времена всех проверяют на излом»

Наша встреча состоялась в виртуальном свободном пространстве, Скайп в помощь.

Театр ушёл на онлайн-трансляции, самоизолировался, и у артистов появилось время для себя и своих близких. О чём думается творческим людям на «каникулах строгого режима»? Представляем полюбившегося театралам по свежей роли Принца в сказке-конфитюр «Золушка» артиста Андрея Григорьева – с незнакомой стороны.

«Надеюсь, что судьба не обманет»

– Андрей, вы молодой человек, в театре для детей и юношества «Свободное пространство» с 2012 года, за это время оказалось сыграно более 40 ролей, вами написаны саунд-треки к пяти театральным постановкам (неожиданно?); вам доверяются большие главные роли; вы отец семейства, ваша жена актриса, и, как кажется со стороны, разделяет ваши интересы. Как чувствуете, всё сложилось именно так оттого, что вы нашли лейтмотив, главную, мелодию вашей жизни?

– Наверное, это то, чего я всегда хотел в юности… Судьба или везение – не знаю, честно! Надеюсь, что всё, что произошло в моей жизни – это была только увертюра… И что судьба не обманет, и что реально удастся ещё многое сделать.

 – В социальных сетях рядом с вашим аватаром стоит девиз (или откровение?) – Musik in me (музыка во мне…) Мне показалось, когда человек пишет признание на чужом языке – это всё равно, что открыться, но надеть латы. Высказать сокровенное, но всё же поставить защиту. У вас есть ощущение, что нельзя открываться широко?

– Всё гораздо проще. Мне недавно подарили «Гарри Поттера» на английском языке, и теперь, уйдя в самоизоляцию, я с увлечением занимаюсь языком.

А что касается открытости… Играя роли, артист может спрятаться за личины, лица, исторический костюм, характеры… И зритель принимает условность происходящего. А в социальных сетях у каждого, думаю, непроизвольно возникает иллюзия возможной исповедальности (тишина, один в комнате, ты и компьютер). А на самом деле – это «по секрету всему свету». Наше время предполагает, что личное, интимное может быть выставлено в онлайн-режиме напоказ, на всеобщее обозрение. Но для меня это неправильно.

 – Андрей, в этой связи вопрос: свою музыкальную тему семьи вы видите как симфонию (дирижёр управляет, каждый член семейства со своей настройкой ведёт отдельную партию, но все должны сойтись в гармонии индивидуальностей)? Или как семейный хор, где песня общая? Вы авторитарный муж, отец?

– Скорее, наша семья – музыкальный ансамбль, где кто предложил «песню» (идею), тот и считается её автором и руководителем «ансамбля» на момент исполнения. Если я настоял или предложил что-то, значит, я начальник, жена предложила – рулит процессом она.

«Папа, вставай!»

– Давайте опишем утро вашей семьи на самоизоляции. У него есть партитура на каждый день или это вновь и вновь импровизация?

– Сейчас, когда мы не задействованы на службе в театре, – полная импровизация, ну, или 80% всего времени – это свободный полёт детской фантазии. Творим, что в голову взбредёт…

На самом деле, в обычное время мало времени удаётся уделять семье, детям: ты либо на репетициях, либо на спектакле. А сейчас появилась возможность быть с ними рядом круглосуточно, 24 на 7. Поэтому день начинается в тот момент, когда сыновья (обычно вдвоём, Яков и Тихон) начинают тормошить: «Папа, вставай!». На кухню мы выдвигаемся не по часам, а когда звучит: «Папа, иди завтракать!» Дальше может последовать просьба-команда: «Пойдём рисовать динозавров?». И так всё время… В общем, на время самоизоляции я стал абсолютно ведомым.

Например, сегодня – день рождения у старшего сына, он ещё накануне попросил: «Можно, ты будешь весь день заниматься только со мной?»

– А заниматься чем?

– Например, спортом, это наше самое любимое.

 – Понимаю… Прошлым летом я наблюдала ваше семейство в полном составе на крыльце орловской поликлиники №3, и тогда ещё мне показалось, что детей у вас гораздо больше: они висели на перилах, безостановочно прыгали, вертелись юлой между вами, как меж двух берегов. (Юля, жена Андрея – тоже актриса театра, тоже спортсменка, тоже человек музыкальный, тоже внешне сдержанный и невозмутимый). Вам пришлось тогда каждую секунду страховать и спокойно возвращать к реальности то одного, то другого. Наблюдать за вашим семейством было удовольствием. По тому, как вы с ними умело обращались, я подумала тогда, что у вас есть возможность сэкономить на спортивном инвентаре…

– (Смеётся) Да, точно. Сейчас я часто работаю для них и «грушей» для бокса, и «конём» для прыжков, и брусьями для акробатики. Спорт – это наше!

 – До сих пор с улыбкой и восторгом вспоминаю эпизодическую роль Автомобиля (вы очень ярко сыграли горделивую иномарку по имени Фордфокус в одном из самых светлых спектаклей театра «Зимы не будет»).

– Спасибо!

– Такая светлая-светлая получилась сказка о беспросветно чёрной жизни перестроечных лет: тётя Паша Большая (заслуженная артистка Нонна Исаева) повторила судьбу шекспировского короля Лира (отдала всё детям – осталась ни с чем).

– Да, спектакль аукается с вечными темами и с сегодняшним днём. Возможно потому, что на фоне коронавируса и давних трудностей в экономике, приметы кризиса замаячили и во взаимоотношениях людей? Тяжёлые времена всех проверяют на излом.

– Спектакль ещё и о торжестве вещизма… И ваш самодостаточный Фордфокус – это его символ. Не сегодня замечено, что легче всего расстаются с вещами бедные. Чем богаче – тем прижимистее. Как это объяснить? Разве что властью, которой обладают вещи?

– Лишние вещи съедают время жизни. Когда их много – они подчиняют жизнь себе, это очевидно… Замечательно доносит эту мысль режиссёр спектакля Лариса Леменкова и художник Ирина Воскресенская. Думаю, переизбыток вреден в той же мере, как и недостаток предметов первой необходимости. И то, и другое ломает человека.

Самоизоляцию Том Сойер бы пережил с трудом

– Обратимся к реконструкции? Какие герои, которых вы сыграли на театральной сцене, проявили бы себя в нынешнем домашнем заточении с лучшей стороны, с большей пользой для окружающих?

– Давайте попробуем! Когда мы готовимся к роли, мы примеряем обстоятельства их жизни, пусть они примерят наши сегодняшние… Самое последнее место в рейтинге, могло бы быть, думаю, у Тома Сойера (которого я играл), бесстрашного искателя приключений из спектакля «Приключения Гекльберри Финна». У него шило в одном месте, и ему точно трудно было бы усидеть в четырёх стенах.

А вот рейтинг полезности для дома, пожалуй, я разделил бы между Петром Гринёвым из «Капитанской дочки» по мотивам повести Пушкина (герой надёжный, благородный, упорный… Может, недипломатичный.) и…

– …и Джимом Хокинсом из «Острова сокровищ» Р.Л. Стивенсона? Эпидемия гриппа однажды закончится, а он после ряда приключений привезёт домой свою долю от сокровищ пиратов Флинта? СМИ пишут, что среди богатых вырос спрос на острова в океане…

– Об этом я как-то не подумал! Хотя уже есть прогнозы, что после пандемии появятся новые банкроты, нищие и новые миллионеры возникнут тоже (кто сориентируется на производстве самого необходимого для общества продукта или услуги). На самом деле, роль Джима я тоже играл на сцене с удовольствием, но мой выбор – в пользу Санчо Пансо – верного оруженосца из спектакля «Люди Ламанчи» (герой выносливый, по земному практичный, неприхотливый, находчивый – а это очень хороший набор качеств для кризиса).

– Добавьте: и стрессоустойчивый! Если учесть постоянное попадание впросак с ветряными мельницами благородного идальго – незаменимый.

– В жизни часть проблем вообще не решить силой оружия. А только силой ума… силой духа.

Пандемия напоминает «сражение с ветряными мельницами»?

– Нет впечатления, что чем плотнее информационный поток с мнениями специалистов об особенностях течения коронавируса в разных странах, тем сильнее вся пандемия напоминает «сражение с ветряными мельницами»: в смысле, враг невидим, но силён и коварен…

– Сегодня всем хочется, чтобы появилась хотя бы какая-то ясность в том, с каким врагом встретилось человечество…А вирус всё время мутирует, видоизменяется, обманывает…Почва плывёт…

– Какие ваши творческие планы нарушил вирус?

– Главная неприятность, конечно, что нет спектаклей в театре. Все театральные силы были сосредоточены на подготовке премьеры мюзикла «Кармен», у меня там небольшая роль. Успели сделать сдачу спектакля «для своих», всем понравилось, в начале апреля надеялись вывести «на зрителя…» И вот…

– Мне сказали в пресс-службе театра, что вы автор музыки к этому спектаклю. Конечно, зритель заметил, что вы прекрасно владеете речью, пластикой. Часто наблюдали вас на сцене с инструментами: гитарой, аккордеоном, саксофоном, но мало кто догадывается о ваших музыкальных успехах. Вы вообще-то бывали когда-нибудь в Испании? Слушали народную музыку? Или отталкивались от оперы Бизе?

– Нет, от классического варианта старался совсем отказаться, хотя одна композиция прозвучит из Бизе, прозвучит, я бы сказал, в порядке «шутки юмора». Для каждого героя спектакля требовалось написать свою музыкальную партию. А в Испании я пока не был, но столько посмотрел на подготовительном этапе к работе про страну и переслушал столько музыки, что я уже почти испанец…

«Здесь всё зависит от меня»

– Это интервью вы даёте по Скайпу, и я вижу музыкальный центр, инструменты и звукоизоляцию на стенах… это ваша студия?!

– Да, мы оборудовали её своими руками. Здесь всё зависит от меня. Стараюсь заниматься музыкой строго ежедневно (что очень важно, если хочешь достичь результата!). Бывает, нет никакого настроения, ходишь кругами, понимаешь, что будешь час записывать пять нот… Уже по опыту знаю: надо пересилить себя и сесть за работу: через некоторое время появится и желание, и идеи, и то, что мы называем вдохновением.

– Какие ещё дела из «долгого ящика» вам хочется сделать во время вынужденной самоизоляции?

– Во-первых, выспаться: музыка к спектаклю писалась ночами…

Во-вторых, мне нравится, что сейчас нельзя употребить формулу-оправдание: «Некогда!». Если прежде у меня не было достаточно времени на спорт – оно появилось. Всегда хотел написать музыкальную тему – лично для себя – теперь занимаюсь этим. А вообще на первом месте у меня семья (жена, дети); далее спорт, движение; и очень хочется личного времени для себя, для своих планов и желаний.

Воспользовавшись самоизоляцией, задумал сделать онлайн-концерт любимых песен. Для людей. И уже приступил.

10 апреля в 18:00 на канале театра «Свободное пространство» в Youtube всем желающим предоставляется возможность написать новую песню вместе со мной.

Приглашаю всех для совместного творчества, для позитивного настроения и интересного времяпрепровождения в домашней обстановке!

Переходите по ссылке и присоединяйтесь к творческому процессу!

 – Любите читать?

– Читаю много, читать люблю… В основном – фантастику, меня это развлекает. Любопытно, как замысловато авторы выстраивают новые миры, отношения необычных людей, которые борются за выживание… Возможно, самое время перечитать антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли или «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбэри.

 – А посмотреть спектакли?

– Театр «Свободное пространство», насколько я знаю, выложил на своей странице в социальной сети Вконтакте спектакль по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины», «Тиля», сказку «Полный вперёд!». А вот ещё одна ссылка для детей:

– Обострились ли в условиях ограниченной свободы какие-нибудь желания, о существовании которых вы не подозревали в себе?

– (Обрадованно, как будто открыл в себе новое) Вот именно!.. Никогда не думал прежде, что так будет: думал, просто отдохну. Оказалось – остро хочется спектаклей, на работу, в театр, в полный зал, прямо хочется-хочется…

– А что в холодильнике у востребованных артистов? Чем питаетесь, кроме любви к сцене?

– Утром кофе с бутербродом (сыр), сегодня будет праздничный обед в честь именинника (пока не знаю, что именно), вчера была жареная картошка и котлеты. Хотя вообще-то у нас нет строгого режима питания, скорее завтрако-ужин, растянутый во времени по желанию семейного ареопага.

– Семейный психотерапевт, писатель и мама 11 детей Екатерина Бурмистрова, чтобы улучшить атмосферу в доме, советует составить для каждого члена семьи индивидуальную карту триггеров – спусковых крючков конфликтов (перечень раздражителей в поведении и бытовых привычках каждого: они бывают «кипящими», «горячими» и «холодными»). Выписать на листок то, что выбивает каждого из колеи, заставляет нервничать, вызывает гнев, брезгливость, раздражение. По-го-во-рить об этом в тесном кругу.

А потом каждому стараться контролировать именно эти бытовые (безмерно раздражающие) мелочи. Вы бы прислушались к этому совету психолога?

– Если бы нас отправили на изоляцию на неделю – то это не актуально: мы так соскучились по дому, по детям, а они по нам – что не до конфликтов. А вот если эта история в долгую – и речь пойдёт о более длительном заточении… почему бы и нет? Зачем раздражать близких? Ведь есть в быту вещи, которые ты сам осознаёшь и контролируешь, но, очевидно, есть и такие, о которых ты просто не задумываешься, что они могут ранить твоих близких…

– Какая именно информация о пандемии вызвала у вас эмоцию?

– Самая сильная эмоция была, когда я представил, что сотрудники театра могут остаться без зарплаты, но с комендантским часом. В общем, тревожно, конечно, но любой кризис – это ещё и шанс изменить свою жизнь доступными тебе способами. Главное, каждый день делать то, что ты можешь контролировать.

13.04.2020

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет