Баллада о бессмертии и реквием по беспамятным: в «Свободном пространстве» премьера к 75-летию Победы в ВОВ

«Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!» — пожалуй, для меня эта строчка из «Реквиема» Роберта Рождественского, звучавшая со сцены не однажды, стала лейтмотивом спектакля.

Речь в новой постановке Сергея Пузырева «А зори здесь тихие» не только о людях, которые добывали Победу в Великой Отечественной войне, но и о нас, их потомках.

Советские мемориалы воинской славы... Их сносят, раскрашивают не пойми во что, на них танцуют, жарят картошку, гасят Вечный огонь... Оскверняют. Все эти жестокие сцены современности, в которой мы живем, накапливаются в памяти, оседают там, но стоит о них напомнить, срабатывают как спусковой крючок. И вот уже воспоминания о дорогих, к сожалению, уже ушедших из жизни родных ветеранах, омрачаются чувством вины перед ними. Да, это сделал не ты, но это делают люди твоего поколения, люди, родившиеся позже, чем ты, люди, которые решили, что на историю Великой Отечественной войны есть другой угол зрения...

Извини, дорогой читатель, что сразу веду тебя к финалу постановки. В этих кадрах современной видеохроники, которые мы наблюдаем на экране во всю сцену театра, в кадрах, на которых запечатлены разрушенные и оскверненные памятники советским солдатам, — в них та самая хлесткая и жесткая интертекстуальность, сплетающая прошлое и настоящее. Вот где реквием по нам, хотя сам спектакль решен как баллада о бессмертии.

«А зори здесь тихие» Сергея Пузырева — это нетривиальное режиссерское высказывание по мотивам повести Бориса Васильева и фильма Станислава Ростоцкого 1972 года. Специально для этой постановки было создано на основе кинофильма видео — самые важные, на взгляд режиссера спектакля, моменты картины смонтированы по-своему, а в качестве связок засняты живые рисунки песком на стекле (работа с видео была проведена Олесей Суровых). Так трагические события истории пятерых девушек-зенитчиц и их старшины стремительно меняют друг друга, задавая ритм спектаклю.

На сцене Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак (исполняют соответственно Ольга Виррийская, Юлия Григорьева, Елена Симонова, Надежда Старовера и Эльвира Узянбаева) и Федот Васков (актер Сергей Козлов).

Сюжетная линия на сцене повторяет известную повесть и фильм. Однако режиссеру удалось сформировать свое новое измерение — девушки умирают, но остаются со своими подругами, создается некая лирично-потусторонняя атмосфера повествования. То, как уходят героини из жизни, — отдельная тема в спектакле, решенная завораживающими актерскими пластическими этюдами. В сочетании с минимализмом в оформлении сцены (зияющая чернотой пустота и нависшие над героями черные цилиндрообразные конструкции — то ли лес, то ли те самые 16 фашистов) и работой художника по свету — все это производит особое впечатление.

Стержень постановки, на наш взгляд, — сильная актерская работа Сергея Козлова, воспроизведенные им монологи старшины о смысле смертей пятерых девушек и чувстве вины перед ними.

Спектакль открыл череду мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он также войдёт в программу второго театрального фестиваля «Крылья Победы», который состоится в этом году в Орле в апреле. Замечу, что на прошлогоднем фестивале было несколько постановок по этой повести Бориса Васильева. Но спектакль «Свободного пространства» выбивается из их череды глубочайшей проработкой материала, режиссерскими находками, актерскими работами. Пожелаем ему большой жизни, а нам — долгой памяти.

06.02.2020

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет