Бегство от любви

В последний день ноября на сцене театра «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева

Такое случается редко – чтобы в одном спектакле сошлось все: вечный сюжет любовного тре­угольника, режиссерское его воплощение, прекрасное решение пространства сцены молодым художником Лизой Дцузевой и, наконец, слаженный актерский ансамбль.

Режиссер спектакля Галина Зальцман не ошиблась, передвинув временные рамки действия на сто лет вперед: перипетии драмы, случившейся в жизни отдыхающих, вполне вписались в предложенное режиссером и художником морское побережье с шумом прибоя, криками чаек, песнями Мирей Матье из транзистора, рыбалкой и простором для запуска воздушного змея.

Несмотря на то, что такого драматургического материала на этой сцене не было давно, отдельные актеры и весь актерский ансамбль оказались на высоте – им веришь.

Все в спектакле крутится вокруг страстей вполне благополучной молодой женщины Натальи Петровны. Они же и двигают сюжет. Любимая мужем и 17­-летней воспитанницей Верочкой, много лет обожаемая другом семьи Ракитиным, она живет тихой однообразной жизнью и ничего не собирается в ней менять. И все длилось бы так и дальше, не появись в ее семье студент Беляев (Андрей Григорьев), принятый на лето в учителя к сыну. И размеренная жизнь в одночасье рушится.

На пресс-­конференции, предваряющей премьеру, Елена Симонова призналась, что мечтала об этой роли еще в студенчестве, но тогда педагог видел в ней только Верочку. Зато сегодня актриса очень уверенно играет умную, тонко чувствующую женщину, вдруг осознавшую, как скучна ее жизнь, как тяготит не только устоявшийся порядок, но даже общение с бесконечно деликатным и терпеливым Ракитиным (Максим Громов). Через испуг и душевное смятение к ней приходит понимание, что в ее жизни нет любви, которую, как оказалось, она страстно жаждала.

Но это чувство зарождается еще в одной женщине – чистой и невинной душе Верочки. В первом акте Наталья Билык врывается на сцену безмятежным подростком в шортиках и маечке и с восторгом сообщает о скором запуске змея. За время спектакля эта девочка переживает столько, что к финалу превращается в потухшую женщину, из которой насильно извлекли и предали огласке весь свет ее первого чувства. Тяжелый ватник на ее плечах смотрелся как символ уготованного ей жалкого прозябания с мужем­болваном в прекрасном исполнении Николая Рожкова.

Создатели спектакля очень бережно отнеслись к тексту и ремаркам автора пьесы, и если где и допустили некоторую водевильность, так только в показе Большинцова, незадачливого жениха Верочки, компаньонки Елизаветы Богдановны (Мария Козлова) и бездарного доктора Шпигельского, у которого «не все больные мрут». Сергей Козлов в образе шута при здоровых и щедрых клиентах – одна из самых ярких работ спектакля. Как и роль заслуженной артистки России Нонны Исаевой. Она играет озабоченную свекровь Натальи Петровны, которая боится за честь простодушного сына (Михаил Артемьев) и, подозревая близкую беду только в Ракитине, настаивает на его отъезде. И Ракитин бежит от своей любви, как это делает и юнец Беляев, глухой к чувствам Верочки и напуганный страстями взрослой женщины. И она остается одна без всякой надежды вернуть утраченный душевный покой.

15.12.2017

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет