Берегите женщин, женщин берегитесь!

Трудно, трудно ссылаться на авторитеты перед лицом суровой действительности. Не все великие правы. Или не всегда. 

Поэтому не стоит судорожно ломать голову, вспоминая, что там говаривал какой-нибудь Ларошфуко или Марк Твен. К примеру, написал поэт французского Возрождения Пьер де Ронсар с прицелом в вечность: «Для женщин мудрости Природа не имела» и, верно, был очень доволен. Женщины «с высшим образованием» читали-читали это целые века, неистовствовали-неистовствовали, да так, что их природная мудрость зачастую начала напоминать то ли хитрость, то ли вовсе коварство...

Хорошо, что была альтернатива. Шекспир, очевидно, наделенный куда большей дальновидностью или просто опытом общения с прекрасным полом, представил на суд зрителя комедию «Виндзорские насмешницы». Это рассказ не о локонах и коленях, звездах и вздохах, а о женской мести! Произведение английского классика, в свое время умело замаскировавшее острую пародию под веселое бытовое обозрение, в редакции театра «Свободное пространство» стало лирическим фарсом.

Наше дело правое

Подруга, даешь бой самодовольству и самоуверенности мужчин! И беда тому, кто станет у нас на пути! Вот такой воинственно-уморительный призыв звучит в новом спектакле режиссера Александра Михайлова «Веселые жены Виндзора».

Осторожно! Будут ломаться копья и стереотипы. Будут сверкать клинки и глаза. Будут падать бастионы и стулья. Будут раздаваться смех и звучать аплодисменты. Каждый получит по способностям и заслугам. И, конечно, прежде всего, виновник торжества — сэр Джон Фальстаф в интерпретации заслуженного артиста РФ Валерия Лагоши. Этот актер — добрый талисман и генератор энергии любой постановки.

У Фальстафа богатая личная биография и сценическая история, которую с честью продолжил «орловский тезка». В шекспировской комедии именно Фальстаф в большей мере воплощает все мужские недостатки: глупое хвастовство и хвастливую глупость, самоуверенность, чревоугодие, пьянство, распутство, прости господи...

В спектакле же грехи, терзающие и радующие мужчин, представлены сценографией отвлеченно — как яркая безвкусная реклама образа жизни с оттенком поп-арта и китча (художник Мария Михайлова). Само же мироощущение и поведение Фальстафа наполнено радостью, несмотря ни на что: разгул красок и расцвет плоти. «Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку», — сказано далеко не о Шекспире, а об основателе материализма Бэконе, но тоже подойдет.

Фальстарт Фальстафа

Впервые Фальстаф предстает в сопровождении «оркестра» единомышленников и собутыльников, готовых по нотам разыграть любую ситуацию, выгораживая себя или надеясь поживиться. Им что блатной романс, что серенада — все гармоничненько. Но в водоворот событий герой Лагоши погружается один. С таким незадачливым коварством, неповоротливым усердием и бесстрашной уверенностью (а-ля хуже не будет), что полностью попадаешь под очарование бедного рыцаря с клоунским носом.

Беспардонный нахал с отличным вкусом к жизни решает, воспользовавшись неземной красотой, поправить некие материальные проблемы за счет почтенных матрон Виндзора. Понять можно. Даже простить. На сердце у него два пуда жира, а за душой ни гроша.

... И полетела вирусная рассылка любовных писем.

Вот только не знает в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, чем обернется его авантюра. Девочки, как говорится, кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Ваша карта бита!

Миссис Брод (Мария Козлова) и миссис Пейдж (заслуженная артистка России Елена Шигапова) — верные союзницы, коварные стратеги и просто потрясающие женщины. В их арсенале самая сладкая месть — дать надежду.

Мария Козлова побеждает, изображая жертву.

Елена Шигапова выигрывает, даже не начиная войну.

Обе становятся хозяйками положения и зрительских сердец.

У Шекспира виндзорские насмешницы — умницы, но лишь в сравнении с вовсе ограниченными мужьями полумещанами. На сцене представлены вовсе не заурядные обывательницы. Они любой фору дадут. Поэтому особенно приятно, что действие происходит вне эпох и стилей в антураже некого, скажем, американского городка 50-х годов прошлого века с признаками современных реалий и апелляцией к вечным ценностям.

Виват женщинам, во все времена неприступным в своей настойчивости и отходчивым в своем гневе. И спасибо режиссеру, напомнившему мужчинам, чтобы убоялись сетовать: «На золото мы покупаем землю. А жен сама судьба нам продает!».

Свита короля

Не круги на тихой глади воды расходятся от неумело брошенного Фальстафом камешка — поднимается целая буря. Стихия захватывает каждого. Вне законов логики ревнивый муж мистер Брод (Михаил Артемьев) готов заплатить, чтобы удостовериться в неверности жены, хотя при этом панически боится участи рогоносца. Мистер Пейдж (Альберт Мальцев) от городских происшествий на такие мелочи, как адюльтер, вообще отвлекаться не намерен.

Недалекий племянник провинциального судьи Слендер (Максим Громов) (прямо худенький Витек из монолога Яна Алразорова) «олигорически и безразвратно» готов жениться на лучшей девушке в мире, за которую обещано лучшее в городе приданное. Весьма увлекательно наблюдать картину «Сватовство пионера». Жених забавно жеманничает и кокетничает, шагу не может ступить, не ушибившись.
Миссис Куикли (Оксана Григорьева) — «баба-Меркурий» — всем противникам дала слово оказывать содействие в любовных делах, и обязательно его сдержит.

Выполняющий мелкие поручения Симпл (Владимир Козловский) так смешно раним и вместе с тем непробиваем...

Непреодолимо трудно было бы определить, кто из героев постановки единолично достоин награды за «лучшую роль второго плана». Каждый привлекателен в своих недостатках и просто обворожителен в отношении к жизни. Настоящий вернисаж комических типов и штрихов, которые калейдоскопом кружат голову зрителю. Чего стоит один только конфликт резонера пастора Эванса (Юрий Мартюшин) и воинственного доктора Казуса (Сергей Козлов): лекаря духа с южнорусским говором и лекаря брюха с китайским прищуром, сэра небесного и сэра телесного!

Сергея Козлова в новой роли просто не узнать. Пародийный в общем-то персонаж настолько серьезно относится к своей иглотерапии, приготовлению снадобий из змеиного яда, что его странный вид, манипуляции с бамбуковой тростью и «замашки» шаолиньского монаха или героя китайских боевиков вызывают смех исключительно толерантный и уважительный.

Я лиру посвятил

Не стоит забывать о том, что спектакль не простой фарс, а лирический. Чудесно легко летят на роликах навстречу друг другу две трепетные души — Анна Пейдж (Елена Симонова) и Фентон (Андрей Григорьев). И жить торопятся, и чувствовать спешат. Впрочем, они уже усвоили уроки коварства и умело пользуются полученными знаниями. Более всего на тонкие ноты восприятия настраивает лик Шекспира, наблюдающего за происходящим, как и положено бессмертному классику, с небес.

Режиссер в этом спектакле тоже, словно демиург, неустанно следит откуда-то свыше, посылая своему сценическому миру раскаты смеха, солнечные дожди всепрощения и прочие основания для симпатий. Как бы иначе удалось этой сумасбродной компании столь элегантно вывернуть корзину с чужим грязным бельем?!

Хочется пожелать новой постановке такую же долгую счастливую судьбу, как, к примеру, у незабвенной и пересмотренной много раз «Рабы своего возлюбленного». Чего только не наделал этот Фальстаф, чего только не натерпелся! Под занавес проникаешься столь глубоким сочувствием к этому толстяку, что остановится жаль его... Тоже мне, венец творения. Бог с ним, с Ронсаром!

Мужчины, в целях личной безопасности лучше доверьтесь женщинам. Женщины, не нужно ничего доказывать. Но немного попроказничать никогда не повредит: пусть не расслабляются!

09.11.2016

Автор: Ольга Сударикова

Источник: Орловский вестник

Купить билет