Бездна человеческая

В конце апреля в «Свободном пространстве» состоялась премьера «Утиной охоты»

Заглядывая вглубь

Самую сложную и самую загадочную пьесу Александра Вампилова на сцене орловского театра поставила Виктория Печерникова. Созданные ею «Сон в летнюю ночь» (16+) и «Кармен. История Хосе» (16+) успели полюбиться зрителям настолько, что многие из них идут именно «на режиссера». Однако «Утиная охота» и для самой Виктории, и для задействованных в ней актеров стала совершенно особенной.

— По меркам того, да и нашего времени, Виктор Зилов ведет себя отвратительно. Он пьет, изменяет, говорит людям ужасные вещи, но при этом он, строго говоря, делает то же самое, что и миллионы других людей делали и продолжают делать сегодня, — говорит режиссер. — Вопрос в том, что в случае конкретно с этим героем все перечисленные пороки сосредоточены в одном человеке и именно поэтому они производят такое удручающее впечатление. В процессе анализа и осмысления пьесы я пришла к выводу, что окружение Зилова, все эти правильные и, казалось бы, положительные люди, при ближайшем рассмотрении оказываются, мягко говоря, ничуть не лучше его. Такого мнение придерживаются многие специалисты, и наверное, в этом и состоит актуальность Вампилова. Он очень четко дает нам понять, что Зилова, то, какой он есть, невозможно оправдать и объяснить средой, в которой он вращается.

Виктория Печерникова отмечает, что для нее, как и для артиста Валентина Тюрина, сыгравшего Зилова, работа над «Утиной охотой» стала настоящим погружением в бездну человеческую, полноценным проживанием трагедии душевной и духовной пустоты человека.

— Доподлинно известно, что пару лет до написания «Утиной охоты» Вампилов говорил о том, что хотел бы написать о «советском авантюристе», который, несмотря на все мерзости, которые он творит, оставался бы для своего окружения, да и для зрителя, симпатичнее многих «хороших людей», — продолжает Виктория. — При этом тот факт, что в конце истории Зилов так и не стреляется, сам же Вампилов объяснял коротко: «Пусть живет и мучается». Автор не дает ответа на неизбежно возникающий по ходу действия пьесы вопрос о том, можно ли выбраться из пучины, в которую погрузился Зилов, и я, как режиссер, не вижу его тоже. Полагаю, в его отсутствии и есть пища для размышлений. Быть может, кто­то найдет ответ для себя лично.

«Свободным пространством» спектакль был анонсирован как «исследование опустошенной души человека, чья потребность вырваться из рутинного круга определенности толкает его на путь саморазрушения», и одним из сложнейших и интереснейших моментов в процессе его создания для Виктории Печерниковой стал выбор актера на главную роль.

— В самом начале я сильно сомневалась в том, что Валентин Тюрин — это Зилов, — делится режиссер. — Зная его как светлого и тонко чувствующего человека, я не была уверена, что все эта тьма будет для него органичной. Но в процессе репетиций, наблюдая за тем, как он впускает в себя этот мрак, проживает и осмысливает его, я убедилась в том, что выбор был сделан верно.

Зеркало реальности

Написанная Вампиловым в 1967 году, но практически не способная выдержать цензуру того времени, «Утиная охота» впервые была представлена на театральной сцене лишь в 1971 году. За прошедшие полвека в России, да и за ее пределами, появилось множество постановок этой пьесы.

«Утиная охота», поставленная Викторией Печерниковой, собрала полный зал не только в день премьеры, но и в несколько последующих показов, и произвела совершенно особое впечатление неповторимой авторской подачей.

Свет, декорации, костюмы, звучащие в спектакле хиты 1967 года, каждый из которых был подобран как «песня души» для отдельно взятого персонажа, — все это создало эффект того самого удивительного, многогранного погружения не просто в разворачивающуюся на сцене историю, но, кажется, в сам мир Виктора Зилова.

Глубокий, удерживающий даже хорошо знакомого с сюжетом зрителя в напряжении, спектакль, созданный в «Свободном пространстве», полон выразительных, в равной степени важных деталей. Поставленная Викторией Печерниковой «Утиная охота» стала настоящим зеркалом реальности, в которой живем все мы, возможностью взглянуть на многое со стороны, с безопасного расстояния, и быть может, понять и заметить нечто важное, пока для этого не стало слишком поздно.

Сам Валентин Тюрин, исполнитель роли Зилова, говорит, что сейчас, когда спектакль готов и с успехом идет в театре, он все больше задумывается над тем, кто же все­таки такой Виктор Зилов.

— Чем больше проходит времени, чем больше я погружаюсь в него, тем чаще задаюсь вопросом: каково было такому человеку в то время, в 1967 году, как ему жилось? Ведь он слишком сильно похож на многих из нас, на то, какие мы есть сегодня, — делится Валентин.

13.05.2022

Автор: Анастасия Извекова

Источник: Орловская городская газета

Купить билет