Благодаря орловскому Деду Морозу из театра «Свободное пространство» перепутаница сказочных героев прекратилась

Ольга Кононенко специально для «ОрелТаймс» посмотрела премьерную сказку «Золушка»

... увертюра к спектаклю «Золушка»

на детском утреннике оказалась на злобу дня?

Представьте себе: в Сказочной стране перепутались все сказки, добро и зло поменялись местами, характеры вчерашних героев вдруг (и основательно!) испортились... Сказочный мир сошёл с ума?! И тут началось невесть что!

В такой оригинальной версии теперь плохая девочка Красная Шапочка (заслуженная артистка Елена Шигапова), у которой проснулся «волчий аппетит», таскала за собой на аркане по залу и сцене зашуганного Волка (Михаил Артемьев). А потом с азартом молодого эгоизма без зазрения совести поедала пирожки, предназначенные бабушке («А раньше я в плане еды всегда была в пролёте!»). Снегурка (Виктория Саленкова) преследовала с рогаткой снегирей и Бабу Ягу (на минуточку, режиссёра и актрису театра Ларису Леменкову) — в общем, главная новогодняя внучка теперь безобразничала по полной программе!

Всего-то неделю назад четырём её сестрицам Снегурочкам поручили на центральной площади Орла обучить Соловья-разбойника (и его банду) приличному поведению — неужели дурное влияние проникло и в культурное пространство? Неужели защита сказочного сообщества обрушилась под мощной разбойничьей DDoS-атакой? Какой конфуз!

Вот уже и в этой театральной интермедии прекрасные Король с Королевой (заслуженные артисты Маргарита Рыжикова и Валерий Лагоша) то превращались в озабоченных преступным промыслом разбойников-грабителей, с удовольствием обирающих своих подданных, вместо того чтобы управлять ими «во имя и на благо». А то проливали «крокодиловы слёзы» удивления от своего нового поведения. Наконец, переходили на полный беспредел: брали Деда Мороза — единственного «решальщика», кто ещё мог волшебным образом вернуть сказкам прежний ход, — в заложники!

«Ой-ой-ёй», — заметно переживали маленькие детки, пришедшие на спектакль. Дед Мороз взял с них их дружное слово стоять на стороне добра и «правильных» сказок, и от них зависел исход этого стояния (в нашем зрительском случае, сидения).

Да и сами театральные герои нелепого превращения были заметно расстроены: у всех праздник — Новый год, «а мы словно в чужой сказке оказались, и теперь хоть обращайся к врачу: «Полечи! Я заплачУ!».

На счастье, солидарность маленьких зрителей оказалась сильнее любых козней, и победило воспитанное родителями желание помогать пострадавшим. К тому же, чтобы поздравить с Новым годом самых маленьких зрителей (тех, кто через десятилетие станет Зрителем Полноценным), на сцене собрались практически всем звёздным составом. А такое может быть только там, где своих посетителей уважают и пестуют.

Вернувшись в собственные сказки, герои сошлись на том, что впереди психологическая реабилитация, и «вся надежда — на будущее», на блистательную Королеву Мышку («что перепуталось — замри!»). Актриса Мария Козлова и вышла вся в белом, в «горностаях», и озвучила стратегическую задачу для 2020 года: «Сказки бедные теперь покалечены... но надо сказки детям возвращать!».

...вы когда-нибудь пробовали на вкус

сказку-конфитюр?

После драматичной новогодней присказки в театре «Свободное пространство» и началась... полноценная «Золушка» по известной пьесе Евгения Шварца, написанной в голодном 1946 году, когда людей надо было поддержать надеждой. Настоящая, светлая и чудесная, музыкально-танцевальная, вполне себе утренниково-детская. Получился этакий богато упакованный, со вкусом поднесённый праздничный подарок на радость детям и их родителям.

С режиссурой Веры Анненковой орловский зритель уже знаком, она отличается достойной основательностью и завершённостью стилистических решений. Ей оказались подвластны и игры с чудесами, и игры со временем. «Золушка» — вторая работа столичного режиссёра в Орле (после прекрасно-убедительного спектакля «Лес»), обе — премьеры 2019 года.

А в королевстве, где всё дышит судьбоносной встречей Золушки и Принца, даже у королевских привратников не постные и дежурные лица, а счастливые и мечтательные. И королевский дворец словно парит в воздухе — воздушное сооружение, фактически, свадебный торт, украшенный зефирного вида розами (сценография Сергея Тимонина).

Развешены королевские штандарты с геральдическими лилиями (гиперссылка на французскую версию сказки). В полную силу работает видеоэкран (новое слово в театре последних лет). Открываются дворцовые ворота. Возникает — исчезает на экране мерцающее звёздами небо, порхающая Фея, чтобы вживую воплотиться на сцене (актриса Ирина Агейкина). Её Фея — это не привычная в своём сухом дидактизме (обычно слегка подмороженная) волшебница, а добродушная хохотушка, игривая (всем довольная и всегда весёлая) фея-подружка в сопровождении пажа. Возможно, юного бойфренда этакой примадонны с необъятно-сказочными возможностями? (Не при детях будь спрошено).

И кухня в доме Лесничего, и уютный очаг, где хозяйничает трудолюбивая девушка, светятся добротой. Замечательную работу выполнили мастера-реквизиторы и костюмеры! Художник по свету Антон Юдаков и волшебную ночь бала обрамил, и создал необыкновенное тактильное ощущение этого свечения, зримой мечтательности спектакля.

А далее — бал! Реверансы, фигурные вальсы, чародей выделывает настоящие фокусы, юная Золушка заводит всех, танцуя чарльстон (стопроцентное попадание в роль нежного создания Эльвиры Узянбаевой).

Старую историю на новый лад рассказали орловские артисты. «Сказка-конфитюр» — это когда с точки зрения высокоумных диетологов вроде «приторно сладко», но так радостно и хорошо — за уши не оторвёшь!

...история о неполной семье, хромающей на одну ногу

Что ещё, кроме любви и праздника читается в орловской версии? О чём хотели рассказать нам создатели этого спектакля?

«Золушка» — это сказка о доме и семье, о том, как непросто построить отношения, сохранить равновесие, когда в центре повествования — две ополовиненных судьбой семейных модели.

Отец-одиночка Король (Альберт Мальцев) воспитывает-балует своего Принца, временами приходя в отчаяние от несостоятельности своих педагогических усилий. Почему-то кажется, что переиграть гениального Эраста Гарина (в аналогичной кинороли) невозможно: в самом чуть надтреснутом его голосе, взыскующем идеала, жила беззащитность Вечного Ребёнка. «Почему мне не сообщили, что ты вырос, мой мальчик?» — искренне недоумевая, задавал Король риторический вопрос любого родителя. Как наивный романтик, он и для сына искал не выгодного брачного союза, а сердечного. Сегодня это не самая распространённая среди современников тема, потому и актёру в ней сложно.

А отец-одиночка Лесничий (психологически точный Сергей Козлов) не может защитить любимое дитя и самого себя, решившись-таки на второй брак. Человек отчаянной храбрости (но только в лесу), из дома от сварливой жены он спешит исчезнуть, уйти, чтобы сразиться... хоть с бешеным медведем. Авось, в его отсутствие проблемы как-нибудь сами-собой рассосутся... Характер сильного мужчины, запутавшегося между своими женщинами (мачехой и дочерью от другого брака или женой и любимой мамой) узнаваемый, типический. Как говорится, «заметает проблемы под ковёр...»

Мачеха-злыдня не просто отравляет жизнь своим близким: муж для неё «изверг» и «ядовитый змей», но падчерица — ещё и любимый объект психологического троллинга. Как же лукава эта дама с «планетарными связями»! С какой ложно-слащавой улыбкой она перечисляет задания Золушке: приберись, выбели кухню, познай самоё себя! В ход идут новые краски образа домашней тиранши (заслуженная артистка Нонна Исаева) — ловкой, сладкоголосой. К её словам не придерёшься, под суд такую не подведёшь! Слушай интонации, плачь, страдай, терпи...

... вредно не ехать на бал,

когда ты этого заслужил

Многие уверены, что «Золушка» — это самая знаменитая сказка про мечту. Родители мечтают о счастье для своих детей (и всегда по-разному его понимают), молодые люди — грезят о любви.

Но на пике счастья «можно пробыть 9 минут и 9 секунд — и ни минутой больше». А дальше — бесстрастный голос судьбы проговорит во встроенный внутрь каждого человека невидимый мегафон: «ваше время истекло... ваше время истекло...».

И снова вернутся проблемы «двенадцатого часа», когда любые вожделенные или обещанные ранее «кареты», «кучера» и «наряды» обращаются в прах, в пыль, в дым. И снова надо вставать «к чугункам». И упрямо делать своё дело. И жить новой мечтой?

Эта и сказка-вопрос: что важнее в жизни: Быть или Казаться? Обратим внимание: у Короля и его слуг — должности вместо имён, они функция власти. У Золушки — обидное прозвище, наверняка данное ей завистливыми сестрицами, приставшее к ней, подобно печной золе — потри — и её не станет! Зато у Мачехи, мечтающей подмять под себя королевство и добиться занесения себя и дочерей в вожделенную «Бархатную книгу» — нет ничего. Кроме определения «ядовитая женщина». И это приговор саморазрушающимся амбициям.

«Золушка» — это ещё и притча о высшей справедливости. В Новый год даже закоренелым неудачникам хочется верить, что своё приглашение на бал, наконец, получат не пробивные девицы и беззастенчивые жулики, но трудолюбивые пчёлки и талантливые муравьи этого мира.

В новогодние дни зрителям сказочных представлений хочется надеяться, что где-то «наверху» есть реестр всех слов и поступков, и оттуда непременно прозвучит голос Феи или её волшебного Пажа со словами: «24 раза тебя незаслуженно обидели...и не извинились ни разу? 333 раза ты заслужила похвалу, но ни разу не получила её? Стираем-исправляем! Больше так не будет! Собирайся на бал!»

Поверьте, это только на первый взгляд кажется, что Золушка — слащавая девичья грёза. Спектакль многослоен и богат смыслами (подобно тому свадебному торту, который венчает финал).

...пожалуйте счастливый билет!

У Золушки много лиц и много имён. Самые древние версии относятся к древнему Египту и Китаю, самые известные — американские и французские. Это вечный образ. Сильнейший магнит. Воплощённый образ надежды (мужчинам не понять). Её называли Сандрильоной, знаток европейской литературы (наш Иван Сергеевич Тургенев) перевёл её имя как Замарашка, а недавно появилась уже и КиберЗолушка. Ей посвящены мюзиклы, оперы, балет, мультфильмы, кинофильмы, романы.

Параллельно ситуация превращения замарашки в главную принцессу клонируется тысячей пересказанных историй «из жизни». Всегда вспоминаются и любимые киноверсии, в основе которых всё тот же бессмертный сюжет. Оскароносный фильм «Москва слезам не верит» — про Золушку. И затёртая до дыр от многочисленных просмотров «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром — про неё же. И классическая голливудская первая «Сабрина» с бесподобной Одри Хёпбёрн; и вторая «Сабрина» — удачный ремейк романтической кинокомедии 1995 года с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд в главных ролях. И перестроечный фильм Сергея Жигунова и Елены Сафоновой «Принцесса на бобах»...

Потому что мудрость этой сказки — на все времена: «Никакие деньги и связи не смогут сделать ножку маленькой, а душу — большой и справедливой». Рано или поздно все, кто только «кажутся» — исчезнут из вашей жизни, как фон, как случайные недоразумения.

«Дайте детству созреть в детях», — об этом просил один из великих писателей позапрошлого века. Для человека цифровой эпохи это звучит особенно остро. В возрасте 5-7 лет в современных детях уже так много порой ненужно «взрослого», а в их 12 — так много опасно взрослого...

Пока они ещё держат вас за руку, пока «проходят под стол», пока авторитет родителей для них выше мнений улицы и друзей — сводите их в театр на добрую сказку... Они встанут на веками отстоявшийся фундамент ценностей, в них заключённый. И прорастёт корешок добра.

09.01.2020

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет