В театре для детей и молодежи «Свободное пространство» состоялся премьерный спектакль «Бойня» по пьесе известного драматурга в постановке режиссера из Варшавы Гжегожа Мрувчиньски
«В шестидесятые годы мы много слышали о молодых польских интеллигентах, которые были свободнее, чем мы, которые, в отличие от нас, жили в Европе не в географическом, а в духовном смысле этого слова. Имя Мрожека витало среди нас», — писал несколько лет назад Виктор Славкин — один из ярких представителей «новой волны» российского театра. Сегодня Славомир Мрожек является культовой фигурой польской драматургии и одним из виднейших представителей театра абсурда. В театре для детей и молодежи «Свободное пространство» состоялся премьерный спектакль «Бойня» по пьесе известного драматурга в постановке режиссера из Варшавы Гжегожа Мрувчиньски
Любовное фиаско под звуки флейты
Творческой лаборатории театра абсурда, где основными принципами являются провокации и гротеск, чужды всякая тишь да гладь, и представлять спектакли такого направления в маленьких российских городах не всегда просто. Режиссер предпринимает попытку адаптировать постановку к зрителю, выписывая образы героев в реалистических красках. Обычная житейская сценка не предвещает никаких кровавых событий. Увы, неталантливый сынок (Д. Зайцев) не спеша поигрывает на скрипке, приглашенная им в гости девушка с характером (М. Демина) вдохновенно постигает мелодию флейты, а любящая мама (засл. арт. России Н. Исаева) старается уловить чутким ухом все, что происходит за закрытыми дверями в комнате сына. У юноши с девушкой завязываются отношения на грани любви, в которые с энтузиазмом вмешивается ревнивая родительница и вскоре овладевает ситуацией. Взамен несостоявшейся любви мама, подобно змею-искусителю, внушает сыну мысль посвятить себя искусству и стать настоящим артистом. Идея подхвачена. Воображение включено. После небольшой душевной «ломки» девушка забыта. От райского яблочка соблазна откушен кусочек... С этого момента главный герой подвластен переменам и провокациям и уже рисует себя на сцене перед толпой в черном фраке и видит скрипачку в розовом кринолине... А главное — в нем зреет желание стать гением, возможно, самим ПАГАНИНИ. Он, вообще-то, хрупкий по жизни мальчик, меняет ее концепцию, и это есть революция человеческого сознания.
O statua gentilissima del gran׳ Commandore!٭
Приходит время открыть истинное лицо следующей провокации. Символическая голова маэстро в виде бюста прославленного Паганини, которая мирно стояла себе в комнате сына и никому не мешала, вдруг заговорила, а потом, приняв облик человека, подала скрипачу руку, сорвалась с места и пошла... Не берусь судить о том, сильно ли походит актер Н. Рожков на Паганини, но пластический язык найден. «А разве у бюстов бывают ноги?» — только и успевает спросить опешивший скрипач. В соответствие с темой всплывают строки из "Каменного гостя«,Пушкина:
— Дай руку (статуя).
— Вот она (Дон Гуан)...
Диалог между скрипачом и Паганини сводится к одной простой вещи: двусторонней провокации, которая, собственно говоря, «на руку» обоим. Одному надо во что бы то ни стало заполучить гениальность, другой томим желанием просто жить. Статуя, воплотившись в человека, снимает парик, стаскивает белые перчатки — актерством отныне покончено. Ангажемент предложен (ущербность и кретинизм либо творчество и развитие) — скрипач становится гением. Нет, они не меняются телами, как, скажем, в фильме «Дневной дозор», но как бы «духовный» обмен совершен. Вопль несчастного: «Мама, я ГЕНИЙ!» — еще далек от трагической развязки, но уже отрывает зрителя от социума спектакля и обращает лицом к театру абсурда, заставляя мыслить и искать ответы на заявленные вопросы: «Кто такой человек на этом свете?», «Зачем и для чего он живет?» и «Какой вкус у настоящей жизни?», если вы, конечно, знаете, что это такое. Но кто из нас откажется, за редким исключением, въехать в утро следующего дня «верхом на коне»? 1/1 вот уже расшаркивающийся перед мальчишкой солидный директор филармонии (засл. арт. России В. Лагоша) просит маэстро принять участие в концерте. Впрочем, осторожный обыватель заметил бы мудро, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»...
Дивиденды о искусства со вкусом свежей печени
Ну что, дамы и господа, вы готовы увидеть и услышать? Декорации уводят под своды концертного зала. Минимализм продиктован не столько театральной модой на него, сколько художественным замыслом (худ. Марианн Иванович), отвечающим духу, пьесы и режиссерской концепции. Захватывающее масштабное пространство — как полет птицы в небе... Этот путь — дорога в светлое будущее для новоиспеченного гения. Да, а кто это сказал?
Фанатичные поклонницы рвутся на сцену, и это тоже своего рода провокация, вовлечения зрителя в игру. Директор филармонии, он же дирижер, взмахивает палочкой. Но смычок замирает в руке скрипача, его плечи жалобно оседают. Музыкальная гармония мира нарушена. Где-то вдали за сценой раздается мычание коров.
— Мычание в концертном зале... Откуда?
— Это у них в желудках...
— Не может быть, это элитарная публика!
Мычание, рев, пение, овации, ирония — все смешалось в едином хаосе. Не завидую, если вы пришли в театр даже с легкой головной болью...
Дальше все идет как по накатанной. Волны провокаций каскадом обрушиваются на публику, и это заставляет зрителей находиться в эмоциональном напряжении в течение всего спектакля. Миссия Гжегожа Мрувчиньски как режиссера, воспитывающего зрителя с мозгами, возрастает;, Хотя он старательно преподносит толпе желаемое — хлеб и зрелище, — объектом внимания представляется кусок свежей печени прямо на сцене. Или на бойне? Но что это?!" Мясник — сам Паганини, и к музыке он глух: «Музыка может и не быть, а бойня быть должна!» Вам жаль его? А, может быть, он по-своему счастлив? Ведь от продажи мяса дивиденды не такие и плохие... Директор филармонии присоединяется к мяснику (блестящее перевоплощение В. Лагоши): «Господа, я вижу филармонию будущего. Народ жаждет голой истины. Мы будем забивать на сцене, под свет прожекторов! Мне все равно, главное — бизнес». Вот такое реалити-шоу. Кто еще клюнет на эту удочку? Абсурд или правда жизни?
Тройное убийство, или путь в никуда
Команда «живодеров» пополняется новыми кадрами. Скрипач уходит из гениев в мясники почти осознанно: «Я думал, что искусство — истина, а оно оказалось хрупко, непреходяще. Как сама жизнь». Эти вскользь брошенные, фразы вполне укладываются в интеллектуальные головки сегодняшней богемы. Они могли возникнуть и в далеком прошлом, и будут возникать в будущем. Гений негодует на толпу, которая с первым блеянием баранов бросает слушать «его» музыку ( звуковой ряд — музыка Паганини, Вивальди, Римского-Корсакова...). Мы впитываем звуки вместе с мычанием коров, и для кого-то с нежным слухом это по-своему шок — провокация между классикой и попсой. Подспудно зреет вопрос: уж не стоит ли за скрипачом и душа эмигранта Славомира Мрожека? Не те ли это самые плевки скрипача на человечество с высоты обиженного гения? Концерт для быков, топора и ножа. Убийство — как освобождение, как единственная возможность реализовать себя в глухом и слепом мире. Пень и осевший в нем топор. Через несколько минут здесь произойдет тройное убийство: вначале скрипач окончательно убьет в своей душе любовь к девушке, разрубит топором скрипку и затем убьет себя самого. Что касается самоубийства, не случилось ли оно еще тогда, в живом теле, когда он не смог примириться с тем, что можно жить просто, как все? Труп на сцене с занавесами из шкур убитых животных и полная свобода, независимость ото всех и вся ценою... душевных мук и крови. И никто не знает, что там — благодать божья, лучи абсолюта, муки ада или вечное царство сна. Скрипач — жертва своих мироощущений, человек, не оценивший по достоинству ни любовь женщины, ни саму жизнь. Кто следующий? На сцену поднимается красивая белокурая девушка. Ну почему смерть выбирает порой лучших? Впрочем, кто сказал, что тот скрипач был одним из них? Обычный маменькин сынок, псевдогений... Возможно, осознание этого и стало истинной причиной его ухода. Считайте, что это не лишенная рационального зерна мыслеформа по страницам абсурдистской пьесы...
Не ищите золотой середины
По признанию режиссера, наши актеры вполне вписались в намеченный им концептуальный план постановки, но этим Гжегож Мрувчиньски не ограничил творческий процесс, предоставив им возможность импровизировать: Он показал актерской команде новый путь в решении сценических образов, а орловскому зрителю предложил интересный, органично построенный спектакль. Со своей работой все актеры справились великолепно. Не могу сказать, что польский режиссер окончательно адаптировал пьесу к нашей аудитории, да и нужно ли? Может быть, наоборот — следует адаптировать сознание зрителя к восприятию новых нетрадиционных форм выражения и ’ новых театральных направлений, а не искать вечную золотую середину, которая ведет к скучному компромиссу? Тогда не за горами окажется для каждого и желанная духовная свобода...
09.04.2006
Автор: Елена Мар
Источник: Поколение