«Были слёзы — больше глаз». О Марине и Сонечке

Театр «Свободное пространство» выпустил постановку по произведениям Марины Цветаевой

«Были слёзы — больше глаз» — моноспектакль Валерии Жилиной. Над режиссурой работал Александр Михайлов, художественную часть оформила Мария Михайлова.

«Глаза карие, цвета конского каштана, с чем-то золотым на дне, тёмно-карие с — на дне — янтарём: не балтийским: восточным: красным. Почти чёрные, с — на дне — красным золотом, которое временами всплывало: янтарь — растапливался: глаза с — на дне — топленым, потопленным янтарём.
Ещё скажу: глаза немножко жмурые: слишком много было ресниц, казалось — они ей мешали глядеть, но так же мало мешали нам их, глаза, видеть, как лучи мешают видеть звезду. И ещё одно: даже когда они плакали — эти глаза смеялись. Поэтому их слезам не верили. Москва слезам не верит. Та Москва — тем слезам — не поверила. Поверила я одна».

Это — о Сонечке Голлидэй, актрисе студии Е. Вахтангова, друге и музе Марины Цветаевой в 1918-19 годах. Цветаева написала «Повесть о Сонечке» во Франции летом 1937 года, спустя три года после кончины Сонечки в России, когда узнала об этом трагическом событии. Эта мемуарная проза исповедального характера стала основой моноспектакля. В канву повествования о взаимоотношениях родственных душ вплелись и стихи, строфы из пьесы «Метель», стихи из цикла «Лебединый стан», «Дон».

Героями повести, кроме Марины и Сонечки, выступают поэт Павел Антокольский (в тексте Павлик), режиссёр Евгений Багратионович (Вахтангов), актёр Владимир Алексеев (уехал из Москвы добровольцем в Белую армию).

Валерия Жилина рассказывает историю от имени трёх героев  Марины Цветаевой, Сонечки и Володи. Как растёт и высится над преходящим и бренным (взмахи рук, одухотворённое лицо), сжимается, но не сдаётся под напором переломной эпохи (трагичные интонации, характерный блеск в глазах) Дружба-Любовь трёх неординарных личностей. Скупая сценография (белая голая кровать на сцене; экран, на который проецируются размытые картины в тональности спектакля) не оставляют актрисе шанса спрятать от зрителя хоть секунду того состояния, когда она из одного персонажа перевоплощается в другой. Задача сложная, но Валерия выполняет её на высоте. Актриса демонстрирует мастерство владения голосом, создаёт точный пластичный рисунок. Мешковатая одежда-балахон дают свободу движениям и одновременно стирают из памяти зрителя привычный образ поэта серебряного века. Новый  мы создаём вместе с Валерией во время и на время сценического действа.

Любить  значит быть. Так чувствовала смысл бытия Сонечка, таким — в интерпретации друга — принимала его Марина. Таким конструирует его актриса. Рассказывая о жизни, которая движется от встречи до встречи, сулит неизбежные потери и дарит короткий миг радости от признания таланта  в другом, от отражения себя  в другом, от существования  другого, близкого, тебя в нём и его в тебе.

Премьера спектакля состоялась 27 августа 2015 года, накануне дня памяти поэта. 10 сентября спектакль был показан в доме-музее Марины Цветаевой в Москве. По слова режиссёра Александра Михайлова, играть в таких условиях, когда место, в котором довелось прожить спектакль, совпадает с местом действия повести, было весьма волнительно, но Валерия Жилина справилась: публика тепло встретила моноспекталь, а руководство музея пообещало орловскому театру устроить ещё один показ.

18.09.2015

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет