«Да, мы Богом избранный народ, но иногда выбирай кого-нибудь другого»

Орловский театр «Свободное пространство» показал первую премьеру сезона

22 октября на сцене театра «Свободное пространство» состоялась первая премьера сезона. Спектакль «Поминальная молитва», поставленный по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье молочник», учит верить в лучшее, несмотря на все испытания, уготовленные судьбой. За развитием событий на сцене следил корреспондент «Орловских новостей».

В первом акте зритель знакомится с жителями деревни Анатовка. Здесь бок о бок живут русские, украинцы и евреи. Главный герой местный молочник Тевье — русский человек еврейского происхождения иудейской веры. Вместе с женой он растит пять дочерей. Тевье часто цитирует священное писание и обращается за советами к Богу. Его жена Голда — хранительница домашнего очага, любящая мать и целительница. Голда примерная супруга, которая поддерживает своего мужа, подбадривает и направляет его.

«Да, жена с мужем всегда соглашается. Он, действительно, голова, его слово всегда должно быть первым, и он капитан семейного корабля, но этот корабль находится на женской материнской ладошке», — рассказывает о своей героине актриса Мария Козлова.

В семье Тевье все пропитано теплом и любовью. В канун субботы, пока отец продает молоко, мать с дочерями готовятся к шаббату, пекут хлеб, общаются и шутят. Затем все дружно встречают Тевье, зажигают свечи и садятся за стол.

Однако от крепкого семейного счастья постепенно остаются лишь воспоминания. Дочери Тевье одна за другой выходят замуж. Старшая обручается с бедным портным, средняя влюбляется в революционера и уезжает за ним в Сибирь, а младшая Хавва ради возлюбленного русского Федьки меняет веру и венчается с ним.

Все эти события рушат привычный мир Тевье, нарушают семейные обычаи, которые он так ценит. Уже тогда веселая и беззаботная комедия сменяется настоящей драмой. Однако на плечи молочника во втором акте ложатся еще несколько бед.

Его любимая жена заболевает, у нее отказывают ноги и в ночь рождения внучки Голда умирает. То, как уходит героиня, заслуживает отдельного внимания. Больная и обессиленная она обращается к Богу, чтобы тот помог ее дочери перенести тяжелые роды взамен на ее душу. В момент молитвы матери все зрители в зале замирают, ожидая финала. И вот, на сцене раздается крик новорожденного.

Не успевает главный герой оклематься от потери жены, как в его дом снова приходят плохие вести. Тевье и всем евреям деревни приказывают покинуть родную землю. В сердцах молочник даже бежит рубить дуб, который много лет назад посадил его отец. В момент, когда у главного героя не остается ничего, кроме веры, он замолкает. Не дает Тевье опустить руки лишь вера: вера в Бога, людей, добро и любовь.

«Испокон веков так сложилось, что через тернии, через мучения и страдания приходит очень много осознания, понимания и ценности. Что такое для человека ценность? Оказывается она в простоте, в мелочи. Не надо задумывать и загадывать каких-то глобальных космических вещей», — поделился актер, сыгравший роль Тевье, Сергей Козлов.

Даже потеряв все то, что так ценил молочник, он продолжает жить, смеяться и любить. В финале пьесы старуха Берта спрашивает его: Почему смех, Тевье?

— А что еще остается, Берта? Что еще? — отвечает главный герой.

«Мы сейчас живем в том в том времени, когда приходится приспосабливаться, когда мы не видим своих близких, не имеем возможности свободного передвижения. Мы ограничены. И семейные ценности, которые были утрачены, в погоне за чем-то, становятся самыми главными» — отметила режиссер Вера Анненкова.

История Тевье не о евреях, она обо всех нас. На примере народа, у которого нельзя отнять веру, любовь и юмор, зрителям показывают, как важно не разучиться улыбаться в минуты отчаяния. Все мы, несмотря на веру, нацию и происхождение испытываем трудности, терпим неудачи и совершаем ошибки. Все мы ищем пути решения своих проблем и бед. В спектакле поднимаются вечные вопросы, ответы на которые мы тоже ищем все вместе.

«Как бы мы не пытались разделиться на русских, евреев и украинцев, на своих и чужих — все равно в каждом народе есть и черные, и белые и градации серого», — отметила художник по костюмам Клена Родкевич.

24.10.2021

Автор: Ирина Кабанова

Источник: Орловские новости

Купить билет