Дарить надежду

В преддверии Всемирного дня театра, отмечаемого 27 марта, директор «Свободного пространства» Марина Теплова побеседовала с корреспондентом «Орловской городской газеты» о театре и его предназначении, о людях, с которыми работает, и секретах успеха «Свободного пространства»

— В одном из интервью в 2019 году вы сказали, что в театре «сейчас эпоха перемен». Расскажите, пожалуйста, сейчас эта эпоха продолжается? Можем ли мы ожидать глобальных и неожиданных перемен в «Свободном пространстве»?

— Что вы подразумеваете под глобальными переменами? Мы не превратимся в драматический театр или театр балета. Вот это — глобально. Про остальное скажу так: за это время труппа проявила себя как самостоятельный, решительный и сплоченный коллектив. Это важно. Значит, мы движемся правильным путем вперед, можно смотреть в будущее и определять цели. Все основные наши перемены связаны с творчеством. Каждая премьера — это вызов, переворот в сознании, поиск новых форм, колоссальная работа всего театра. Вот в этом наши перемены. Других глобальных неожиданностей нам не нужно.

— В каждом театральном сезоне есть своя «изюминка», свой посыл, свой особенно важный момент. Какой он в сезоне 46­-м?

— Окружающая действительность диктует свои правила и театру. Мы должны откликаться на эмоциональную «температуру» за нашими стенами и предлагать зрителю некую компенсацию. Я бы даже сказала, «зеркалить» настроение общества. Сейчас потребность каждого человека — в любви. Вы можете возразить, что это актуально во все времена. Но сегодня как никогда любой человек — от подростка до зрелого возраста — ощущает свое одиночество и поэтому исподволь, иногда неосознанно тянется к любви. Если разобраться по существу — все спектакли 46­-го сезона, так или иначе, о любви. И я считаю, это правильно. Ведь все равно мы спасаемся именно любовью. Именно она толкает нас на прекрасные поступки, заставляет становиться лучше, приносит, в хорошем смысле этого слова, непокой в сердце. Не будет любви — и все остановится, скиснет. Поэтому, однозначно, «изюминка» сезона — любовь во всех ее проявлениях.

— Складывается впечатление, что зал в «Свободном пространстве» заполнен всегда, зрители доверяют театру и, приходя на очередную премьеру, мыслят не категорией «Понравится/не понравится», а находятся в предвкушении: чем особенно запомнится и впечатлит. Можете ли вы разложить этот успех на составляющие, перечислить его компоненты?

— Слаженная команда, работающая плечом к плечу. И я сейчас говорю не только об актерах, хотя они — наиважнейшие люди в театре, без них вся наша работа была бы бессмысленна. Это все труженики «закулисья»: столярный, пошивочный, гримерно­-постижерский, бутафорский и декорационные цеха, звуко­ и светорежиссеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики... Все это единый слаженный механизм. Не люблю слова «винтик» по отношению к людям, но в данном случае оно хорошо и образно дает представление о нашей работе. Если что-­то где-­то засбоит или зашатается, то рухнет вся конструкция. Весь театр держится на наших профессиональных и качественных «винтиках». Они — основа основ. Вы можете представить спектакль «Сон в летнюю ночь» (16+) без света? А мюзикл «Алые паруса» (12+) без звука? А что будет, если в трагикомедии «Поминальная молитва» (16+) Тевье не принесет Голде подсолнух, потому что его забыл положить реквизитор? Утверждение, что «хороший актер сыграет без реквизита, без декораций, на коврике», несомненно, имеет право на существование. Но, согласитесь, мы все любим, когда красиво, когда музыкально, когда феерично. Поэтому — только слаженная команда. Без нее — никак.

— А что было самым сложным на пути к этому успеху?

— Собрать, сплотить и удержать эту команду. Ведь все люди в театре — творческие, сложные, к каждому нужен индивидуальный подход, нельзя всех равнять под одну гребенку. Поэтому директор — это еще и психолог. Надеюсь, у нас получается.

— Вы ежедневно взаимодействуете с огромным количеством людей, людей творческих. Наверняка не все и не всегда гладко. Как вы обучились этому искусству конструктивного взаимодействия? Если возможно, дайте пару советов нашим читателям.

— Надо уметь слушать и слышать. Конечно, еще и уметь убеждать, конструктивно отстаивать свое мнение. Но все­-таки первое — это слушать. Дайте возможность человеку высказаться, выговориться и вам не придется ломать голову, что и когда пошло не так. К тому же у меня есть четкое правило: в театре каждый человек — на вес золота. Даже если один «вылетает» из процесса, весь четкий план рушится. Это касается и артистов, учитывая, что сейчас спектакли многонаселенные, второго состава нет. Поэтому, когда приходится заменять или отменять спектакли, расстраиваются не только зрители, но и мы.

— Зритель не видит той огромной работы, которая проделывается в процессе создания спектакля. Сидя в зале, он погружается в особую реальность. Вы же видите процесс работы от начала и до премьеры. Как вам удается сохранять остроту восприятия?

— Открою маленький секрет: я не хожу на репетиции. Я читаю пьесу, знаю режиссерскую концепцию, слежу за работой цехов, чтобы все было сделано вовремя. В моем кабинете есть большой экран, где идет трансляция со сцены, иногда я подглядываю туда, но намеренно не включаю звук. Но как это в итоге воплотится на сцене, как спектакль примут зрители — не знаю. Такая фрагментарность не дает мне полной картины, поэтому, идя на первую сдачу, а потом премьеру, волнуюсь не меньше, чем актеры. Но, скажу откровенно, я настолько верю в их талант, что нисколько не сомневаюсь в успехе.

— По вашему мнению, сегодня театр дарит людям надежду?

— Несомненно. И наша задача остается прежней: поддержать зрителя, столкнувшегося с проблемами действительности, и поддержать его, чем мы можем, — искусством.

27.03.2023

Автор: Анастасия Извекова

Источник: Орловская городская газета

Фото

Купить билет