«День 1418-й» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство»

История маленького орловского двора, коих миллионы в воюющей стране 1945 года, накануне святого Дня Победы

Трилогия Светланы Коноваловой («Лишь бы не было войны», «День 1418-й» и «На счастье или на беду...») о предвоенном, военном и послевоенном времени в образах и героях того поколения, душевно и талантливо рассказанная и сыгранная орловскими артистами лучшего театра города на Оке.

Постановку «День 1418-й» для жителей и гостей Орла готовили: драматург — заместитель художественного руководителя театра Светлана Коновалова; режиссеры — художественный руководитель театра Сергей Пузырев и Татьяна Сагайдачная; помощник режиссера — Анна Фатеева. Корреспондента «Московской правды» на спектакль пригласили директор театра — Марина Викторовна Теплова и заместитель директора по организации зрителя Лариса Петровна Селихова.

Летняя сценическая площадка театра «Свободное пространство», специально оборудованная под новый проект «И опять во дворе...», аншлагом, цветами, овациями и слезами (да, и у вашего покорного слуги они выступали раза четыре, не меньше) встретила на поклонах творческий коллектив спектакля «День 1418-й». История самого важного дня в жизни несуществующего ныне СССР — великого Дня Победы в одном из маленьких дворов Орла вызвала у зрителей противоречивые эмоции, подаренные талантом и артистизмом как маститых, так и молодых артистов.

«Весна идет — весне дорогу» — под эти слова из песни обитатели двора и проживают тот самый 1418-й день войны, который заканчивается праздничным застольем (в котором участвуют и зрители постановки) по случаю Победы в Великой Отечественной войне.

Обитатели двора, как и вся страна, устали от войны и хотят весны для души, любви и песен. И каждый герой постановки «заплатил» тяжелую цену за этот день, в котором они все встретились. Черная вдова Марьниколавна, баба Маня — трижды осиротевшая женщина, упорно заводит свою музыку: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Нонна Исаева, невероятно правдоподобно воплотившая образ той самой «черной вдовы», является «центром» двора: она почитаема и уважаема всеми, она советует и ругает, она любит и ненавидит... Именно ее сцена на стуле в ожидании чуда возвращения хоть кого-либо из родных — апогей постановки, окончание конфликта войны и мира, и надежда на новую жизнь, пусть и через боль и отчаяние.

Девушки, женщины, барышни двора — каждая по-своему верит и ждет, каждая надеется на честность и справедливость то ли жизни, то ли истории. Декорации двора: костюмы героев и героинь, сохнущие полотнища простыней на ветру, невероятный автомобиль, которому сто лет и который лихо заезжает во двор, столы и лавки, грубо сколоченные для застолья, и даже тряпочный мяч, чуть не ставший причиной трагедии — все это правдивый военный антураж весны 1945-го года, помогающий зрителю окунуться в пространство жизни орловского дворика.

Невероятно артистичная Елена Шигапова в образе актрисы Серафимы Витольдовны, дефилирующая по двору в шикарном бархатном платье, — как предвестник той самой весны, которая принесла мир. Трогательная Елена Симонова — героиня Валентины, ждущая своего Ваню. И ведь именно потому, что она его ждала, Ваня (мужественный Максим Громов) и остался жив, вернувшись в День Победы к своей Валентине.

Настоящая «русская баба» Клавдия — Ирина Агейкина — без прикрас и лицемерия воплотившая мать и жену, иногда резкую и громогласную, но женственную и чуткую. «Тургеневская барышня» Татьяна — почтальон, — это и вовсе «сказка» для дворника Шухрата, рассудительного и чувственного ташкентского обитателя орловского двора. Олеся Балабанова и Николай Рожков — как будто специально жили только для того, чтобы встретиться в такой день и создать ту самую «ячейку общества», о которой сейчас говорят все меньше и меньше.

Еще одна барышня — Эльвира Узянбаева, сыгравшая Милочку, и вовсе своим образом внесла смуту в автора этих строк. То ли я не понял гениальности таланта, то ли не успел его рассмотреть из-за того, что отвлекался на «школьные» косички девушки, которая все же дождалась своего рыцаря. Любовный треугольник (мерзотный Модест Орестович Ветров и победоносный Олег) Милочка разрубает смело и без сомнений. Офицер, не писавший ей всю войну, сыгранный Андреем Григорьевым, явно лучший выбор для правильной девушки, чем негодяй, попавшийся на воровстве, очаровательно сыгранный Стасом Ивановым.

Умопомрачительная Светлана Нарышкина, сыгравшая подругу вора Веронику, — как говорится, та еще штучка. Но как же прекрасно она играет женщину, которая любит вора Костю, которая верит и которая перевоспитывает героя Михаила Артемьева. Он не только бросает воровское дело, но и спасает Митьку, вытаскивая его из-под трамвая. Юный Матвей Иванов жертвует тем самым мячом из начала рецензии, но зато будет одним из главных героев в заключительной серии трилогии Светланы Коноваловой.

Принципиальная и очень красивая учительница Анна все-таки дождется приглашения на танец от хмурого, но справедливого милиционера Кондратьева в финале постановки. Актеры Мария Козлова и Дмитрий Литвинцев закружатся в вальсе победного дня, «заверяя» зрителей, что война действительно закончилась.

И совсем немного о мужчинах — обитателях орловского двора. Писатель Сергей Валентинович искусно «утвержден» Олегом Семичевым, а Степана не менее изысканно отобразил Сергей Козлов, его хромота — это произведение искусства. Их перепалка по «важности» каждого в конечном победном итоге войны — это и есть тот самый штрих, направленный на мир. Милиционеры Артем Исаков и Иван Беликов, а также водитель того самого столетнего автомобиля Жаринов Вячеслав Николаевич — как вишенка на торте творческого коллектива спектакля.

Высочайший градус искренности и глубины — именно так кратко, но точно можно охарактеризовать игру артистов постановки «День 1418-й» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство».

Отдельная благодарность Георгию Трахтенбергу за организацию поездки в город Орёл.

15.06.2023

Автор: Владимир Сабадаш

Источник: Московская правда

Купить билет