Детки из клетки: премьера спектакля-бойкота «Чучело» в «Свободном пространстве»

Показы постановки стартовали на малой сцене Орловского государственного театра для детей и молодежи 14 ноября

О своем спектакле петербуржский режиссер Анна Троянова немного рассказывала на пресс-конференции, предваряющей премьеру.

Мы побывали на генеральном прогоне спектакля и оценили, насколько команде постановщика удалось раскрыть зрителю главные темы произведения Владимира Железникова — конфликт в коллективе подростков и возможность его справедливого разрешения.

Режиссер показывает нам стаю школьников, чей мир вращается у «клетки» либо в ней. Школьники не одни: имеется пара взрослых (учительница — Светлана Нарышкина и дедушка — Альберт Мальцев/Владимир Крашенинников), потенциально способных повлиять на ситуацию с «судом-бойкотом», а в действительности...

Клетка — интересная сценическая находка — разборная трансформирующаяся конструкция, которая позволяет менять мезансцены. Тем более интересно, что конструктор этот подвластен самим школьникам — они решают, когда завывать, подобно стае же, под гитару в клетке и параллельно травить новичка в коллективе — Лену Бессольцеву (исполняют Надежда Староверова/ Валерия Жилина), а когда собирать из этой конструкции школьный класс с доской. Впрочем, нам показалось, что трансформации эти занимают время актеров, отнимая у зрителя определенную толику накала эмоций от разыгранного на сцене. Однако спектакль только начал жить, возможно, в дальнейшем изменятся и наши впечатления.

Но клетка не единственный конструктор в этом спектакле. Костюмы персонажей также претерпевают изменения.

В самом начале школьники преображаются, дополняя свои светлые одежды отдельными элементами пыльного цвета, стилизованными под Средневековье, — внешними знаками власти. На каждом из них — эмблема, напоминающая знак инквизиции игровой вселенной Вархаммер (кстати, интересно обыгран).

Маски — еще один элемент конструктора, формирующий образы школьников.

«Я впервые поняла, что люди не все одинаковые... Есть люди — лисы, медведи, волки...», — так Лена Бессольцева рассказывает своему дедушке об одноклассниках, получив определенный опыт общения с ними. Это в тексте повести.

В постановке же мы наблюдаем сцену на фабрике детской игрушки — ребята клеят маски животных из папье-маше, пытаясь таким образом заработать всем классом на поездку в Москву. В шутку надевают маски на себя, зловеще окружая «зайца-Лену». Мы наблюдаем трансформацию характеров, их ожесточение.

В постановке аллегория Cредневековья увязана с современностью — «детки из клетки», как верно называет себя и своих одноклассников в финале литературного произведения один из героев, становятся страшнее, когда от слов переходят к незамысловатым песенкам собственного сочинения. И все это под аккомпанемент, который на сцене разыгрывается самими же действующими лицами.

Инквизиция со стадным желанием загнать новичка — жутковатая смесь, особенно в коллективе подростков. И желание это материализуется окончательно, когда новичок якобы совершает предательство. Конфликт обостряется до предела, при том что большинство действующих лиц в курсе, что предательства со стороны Бессольцевой не было.

Каким же образом объявленный Чучелу бойкот меняет жизнь каждого участника конфликта, происходят ли какие-либо положительные изменения характеров в спектакле?

Это узнают те, кто станет зрителем постановки. Заметим, интересно будет и школьникам, и взрослым. Ведь ожесточенные и бессмысленные конфликты присущи не только подростковым коллективам.

02.12.2019

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет