В Мичуринске идет I межрегиональный театральный фестиваль «На родине Владимира Зельдина»
По-отечески
Партнером и почетным гостем фестиваля стал Центральный академический театр Российской Армии, который поддержал Мичуринск в смелом фестивальном начинании. Присутствие в Мичуринске театрального коллектива, в котором Владимир Михайлович прослужил 71 год, придало особый статус мероприятию. Наш великий земляк во время посещения нашего города мечтал, что когда-нибудь его родной театр выступит на мичуринской сцене. Так и получилось, однако самому Владимиру Михайловичу не суждено было принять участие в этом театральном действе.
Актеры театра Российской Армии привезли в наш город особый зельдинский дух — атмосферу наставничества, отеческого покровительства и безмерного человеколюбия. Коллеги великого артиста представили на сцене МДТ спектакль по пьесе М. Булгакова «Мольер» («Кабала святош»). Владимир Михайлович не играл в этом спектакле, однако в наукоград приехали актеры, которые много лет работали рука об руку с гениальным лицедеем на московской сцене.
Народная артистка России Ольга Михайловна Богданова — хранительница того особого огня, у которого грелись все без исключения работники театра — от уборщицы до главного режиссера. Этот огонь заботы и доброжелательности зажег Владимир Михайлович, которого в родном театре воспринимали как ангела хранителя. «Пока я жив, с вами ничего не случится», — говаривал наш знаменитый земляк своим коллегам. По словам Ольги Михайловны, они и сейчас чувствуют незримое присутствие человека-талисмана, умеющего приободрить, похвалить, найти нужные слова в трудную минуту. Народная артистка России и постоянная партнерша человека-легенды на сцене рассказала, что Владимир Михайлович не упускал случая поведать коллегам о своей малой родине, поэтому труппа неплохо осведомлена о нашем славном граде. Почетные гости давно заучили историческое название Мичуринска — Козлов.
Шкатулка в шкатулке
Подарком для мичуринского зрителя стал показ спектакль «Мольер» («Кабала святош»). Постановка, рожденная на одной из самых больших театральных сцен в Европе, с трудом уместилась в пространстве сценической площадки МДТ. Стилистическая роскошь спектакля предстала пред аудиторией в предельной концентрации. На гостей фестиваля обрушилось все великолепие того, что называется театром в его классическом понимании. Зрители перенеслись в эпоху становления театрального искусства. В период, когда пьесы Мольера впервые увидели свет, театр формировался и становился таким, каким мы его знаем теперь.
По сцене двигался завораживающий хоровод масок: Пьеро, Арлекины, Коломбины. Типажи в нарядах, отсылающих нас к традициям французского театра XVII века, ослепляли блеском своих карнавальных одеяний. Спектакль построен по принципу: шкатулка в шкатулке. Современный театр изображал театр прошлого. В материале Булгаковской пьесы изначально заложена пародийная концепция. Московским гостям блестяще удалось показать буффонаду с трагическим содержанием. Казалось, что актеры сознательно сдерживали пафос диалогов и монологов. Высокопарность речей будто сознательно гасилась, что делало тон повествования слегка отстраненным и при этом более искренним. Это была такая занимательная игра в театр. Прием оказался выигрышным. На фоне пышности актерских образов высокопарная декламация была бы перебором. Актеры были красноречиво сдержаны и убедительны. Монологи народной артистки России Ольги Михайловны Богдановой пробирали до глубины души. Глядя на игру высокой гости, можно представить, какой эффект вызывала актерская игра Владимира Михайловича.
Мичуринск традиционно одарил труппу театра Российской Армии мичуринскими яблоками. В ответ наши московские побратимы преподнесли МДТ бесценный подарок — ту самую бурку, в которой Владимир Михайлович играл в фильме всех времен и народов «Свинарка и пастух».
Рыцарь печального образа
В рамках пятидневной конкурсной программы свою версию спектакля «Люди Ламанчи», представил Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство». Гости из Орла также, как и московские коллеги, поведали историю гения, жизнь которого неотделима от творчества. В постановке можно увидеть ту же ступенчатую структуру, что и в спектакле «Мольер». Внутри одного спектакля поместилась другая сюжетная линия, встроенная в основное действо. Усложнение драматического жанра привело именно к такой ступенчатой композиции.
Рыцарь печального ордена, роль которого неподражаемо играл наш легендарный земляк, умеет романтизировать самые обычные, а подчас и неказистые вещи. Он как ребенок выстраивает игру по своим правилам и всецело поддается фантазиям. И пусть все не так, персонаж подкупал обаянием и благородным образом мыслей. Соблазн уйти от жестокости мира, его несправедливости и ужаса, велик. В эти лабиринты разума без труда проникают дети и сумасшедшие. Безумный мир, однако, оказывается лучше, честнее и привлекательнее, чем мрачная реальность.
Зрителей приятно поразили вокальные данные труппы Орловского театра. Отдельной похвалы заслуживает художественное оформление декораций и костюмов спектакля «Люди Ламанчи».
Судя по оформлению этих двух спектаклей, в театральном искусстве можно отметить заметные тенденции. Вместо лаконичных предельно минимизированных внешних атрибутов зрителей снова купают в роскоши всего того, что называется театральный стиль. Кружева, немыслимые головные уборы, исторические костюмы снова в моде.
06.11.2019
Источник: Мичуринская мысль