В театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Украденное счастье» по пьесе украинского писателя Ивана Франко
Режиссировал постановку уже знакомый орловскому зрителю по нынешнему театральному сезону литовец Линас Зайкаускас. Совсем недавно в Орловском академическом театре им. И.С. Тургенева он представил премьеру — «Королева красоты».
В очередной раз Линас Зайкаускас, правда, теперь в менее экспериментальной и шокирующей орловскую публику (как показалось некоторым) форме взялся за вещь, которая призвана не веселить сердца и не расслаблять умы зрителей. В очередной раз он погружает зрителя в драматический, надрывной мир своих героев, их чувств и переживаний.
А что такое счаcтье?
Всю жизнь нас спрашивают: «Ты счастлив?». И всю жизнь мы не можем точно ответить на этот вопрос. Сегодня, в эту самую минуту, я счастлив. Спустя час мне уже так не кажется. Так что же такое счастье? Минута, мгновение... Оттого и нестерпимо больно, когда счастье, казалось бы, такое близкое и родное, уже успевшее побывать в твоих руках, ускользает.
Долгоиграющую, вечноживущую тему счастья или его отсутствия и вывел на сцену Линас Зайкаускас.
Обычный украинский хутор изнывает от скуки. Населяющие его барышни так и ждут повода посплетничать, покопаться в чужом «бельишке». В общем, история не нова. И их чаяниям было суждено сбыться.
Жизнь главных героев, семейной пары Анны (Светлана Нарышкина) и Миколы (Валерий Лагоша), рушится в один миг. Возвращение Михайло (Сергей Пузырёв), единственного возлюбленного Анны, который вернулся живым вопреки мыслям всех, кто думал, что он уже давно погребён в могилу, внесло свои коррективы в заурядную, на первый взгляд, бытовую историю. И зритель становится участником страстей, которые по классическому методу присущи любовному треугольнику.
Снова любовь, скажете вы? Но без неё же ничего невозможно! Измены, ревность, ненависть не рождаются просто так. Всё так или иначе связано с любовью. И, как сказал Линас в одном из интервью, «любовь — это единственная болезнь, которой люди хотят болеть».
Кто играет, а кто живёт...
Трагическую историю дополняют и ещё более отчётливо прорисовывают введённые символы: хомут на стене (как бремя, от которого никак не избавиться), верёвка (как способ насильно привязать к себе человека), коралловые бусы для Анны (предвестник беды и намёк на трагедию), разбитое ледяное сердце... Народные песнопения таят в себе тоску по несбывшемуся, а появляющееся ещё в начале первого действия ружьё всё-таки выстрелит, согласно чеховскому правилу.
Минимализм в организации сценического пространства — считай, монохромные деревянные стол, кровать да забор, будто бы разделяющий счастье и реальность, приглушённый свет — только акцентируют внимание на физических и душевных муках героев. Над созданием их и сплетения трёх судеб на сцене трудились, как уже было отмечено, Нарышкина, Пузырёв и Лагоша. И, как мне кажется, на весах с тремя чашами должно было установиться равновесие. Нельзя принимать сторону одного персонажа, поскольку каждый достоин счастья. Но игра Лагоши уж точно не оставит равнодушным. Простак и «чудик» подкупает своей проникновенностью, отдачей и слиянием с персонажем. И жалко становится Миколу и думается, что он тут ни при чём, он не виноват в этой истории. Но виноватых здесь вообще нет...
Не бери чужого
И всё бы ничего, и жизнь как-то течёт, но тут врывается кто-то и всё меняет. И то ли счастье забирает, то ли напоминает о нём. И все участники любовного треугольника терзаются, сомневаются. И как Анна может бросить мужа, которому клялась быть верной? Но как она может не поддаться страсти, не отдаться любимому прошлому?.. А как Михайло быть? Ведь отняли когда-то его счастье, и почему сейчас ему всё не вернуть? А как же быть Миколе, который может просто отпустить и дать другим возможность дальше жить? Но почему он не имеет права бороться за свою любовь? Вопросов много... И дать ответ едва ли возможно. Одно лишь становится ясным — забрав счастье у кого-то, ты им себя не наградишь...
04.02.2014
Автор: Максим Городецкий
Источник: Городской портал InfoOrel.ru