![]()
В «Свободном пространстве» поставили историю сразу о двух войнах
«В этой адской войне надо выстаивать, а не превращаться в простоквашу. Иначе что получится? Сейчас счастливых нет — и быть не может»: в «Свободном пространстве» поставили историю сразу о двух войнах. О той, что идет на поле брани, и той, что разворачивается в душах человеческих.
Пьеса и фильм
Спектакль «Вечно живые» (12+) по пьесе Виктора Розова поставил художественный руководитель театра Сергей Пузырев.
Само по себе это произведение заслуживает отдельного рассказа. Так, к публикации его приняли далеко не сразу. Виктор Розов, сам участник войны, тяжело раненый, написал ее в 1943 году, когда до победы было еще далеко. О своей попытке представить драму широкой публике он впоследствии вспоминал так:
«Я отнес пьесу в ЛИТ (Главное управление по делам литературы и издательств), где получил милый отказ. Старичок, работник ЛИТа, сказал: „Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем“. Я ушел довольный, так как старичок плакал».
Недостаточно героическая для того времени, но повествующая прежде всего о людях и их ценностях, пьеса, изначально называвшаяся «Семья Серебрийских», была поставлена на сцене молодого театра «Современник» в 1956 году и произвела настоящий фурор.
Уже в 1957 году на экраны вышел фильм «Летят журавли» (12+). Пьеса «Вечно живые» не просто легла в основу его сценария, этот сценарий Виктор Розов написал собственноручно. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Кроме того, была отмечена наградами на фестивалях в Чехословакии, Канаде, Мексике и США, а Татьяна Самойлова стала лауреатом премии жюри XI Каннского фестиваля как «самая скромная и очаровательная актриса».
Зная все это, взглянуть на то, как видят историю Виктора Розова в орловском театре, становится как минимум любопытно.
Пропустить через себя
— Мы предположили, что зрителю будет интересна реакция на войну людей, живших и находившихся внутри ситуации, — рассказывает Сергей Пузырев. — После победы прошло 80 лет, это очень большой срок. Как раз это, вероятно, и было нашей главной задачей — попробовать понять тех людей, понять, как они жили, почему тем или иным образом реагировали на происходящее вокруг них. Почему они остались вечно живыми. Быть может, примерить на себя и попытаться ответить себе: смогли бы мы так жить?
Актриса театра Елена Симонова, воплотившая на сцене образ Монастырской, говорит о своей роли так:
— Здесь не нужно ничего играть или изображать. Это можно только прожить, прочувствовать, пропустить через себя, и только тогда это станет близко и понятно людям.
Каждый герой этой истории совершает свой собственный повседневный, даже будничный подвиг: на фронте, стоя у операционного стола или сохраняя дом, семейные традиции и человеческие ценности, о которых так легко забыть, когда привычный мир переворачивается с ног на голову, а искаженная войной реальность начинает восприниматься как рутина, как норма.
— Таких людей, таких женщин не нужно искать, ведь они среди нас, — делится заслуженная артистка России, исполнительница роли Варвары Капитоновны Маргарита Рыжикова. — Они теряют, ждут, верят, но сберегают себя, свой дом, свои устои.
Вечный вопрос
«Зачем жить?», — это вопрос, к которому неизбежно приходит каждый человек и которым задаются герои пьесы.
Они приходят к выводу, что смысл жизни заключается в том, что останется после человека, однако каждому приходится решать самому, как же быть здесь и сейчас? Какие решения принимать? Как реагировать на происходящее?
Если фильм «Летят журавли», помимо человеческой драмы, показывает еще и исторический масштаб, трагедию войны, то спектакль «Свободного пространства» прежде всего о людях.
Привычный уклад их жизней сломан, и они справедливо опасаются, что он уже никогда не станет прежним.
Когото война ломает, лишает воли, заставляет трястись от беспомощности и безнадежности, впадая в состояние, которое сегодня назвали бы глубокой депрессией.
Другие ставят свой долг служить стране выше собственных интересов, амбиций и планов.
Третьи приспосабливаются, пытаются жить так, словно ничего не происходит.
«В этой адской войне надо выстаивать, а не превращаться в простоквашу. Иначе что получится? Сейчас счастливых нет — и быть не может», — говорит одна из героинь, Ирина Бороздина.
Ей всего 28 лет, и, отмечая, что «счастливых нет — и быть не может», она немножко лукавит, потому что сама она в определенный момент счастлива, — счастлива, что спасла безнадежно больного, счастлива оттого, что человек, который только что умирал, не имея надежды на спасение, благодаря ее работе будет жить и уже захотел есть.
Стойкая и смелая Ирина; Марк, который «музыкант и плевать хотел на эту войну»; приспособленец и спекулянт Чернов; честный настолько, что от этого больно любящим его людям Борис; сломавшаяся и отчаявшаяся Вероника, — каждый из героев сталкивается с осуждением окружающих за то, какой он есть.
В то же время зритель не хочет и не может осудить ни одного из них, потому что каждый их шаг, каждая эмоция обоснованы. Они прописаны Виктором Розовым и преподнесены актерами так достоверно, что сидящий в зале человек неизбежно ощущает себя в разные моменты то Марком, то Вероникой, то Володей, который в 21 год уже комиссован с фронта изза оставшейся в легком пули.
Справедливо будет сказать, что «Вечно живые» — спектакль о том, как поразному можно справляться с жизнью и трудностями. Он дает возможность взглянуть на себя со стороны, лучше понять окружающих, стать к ним добрее.
06.06.2025
Автор: Анастасия Извекова
Источник: Орловская городская газета






