Дуэт на качелях

В феврале театр «Свободное пространство» выпустил премьеру по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона «Двое на качелях»

Режиссёром выступил Сергей Пузырёв.

Пьеса американского автора была создана в 1958 году, считается, что именно она принесла ему успех и внимание критиков, читателей, режиссёров.

В Орле вечную тему отношений мужчины и женщины (поиска самих себя, попытки преодолеть одиночество, разделить радости и невзгоды пополам) доверено раскрыть заслуженной артистке России Елены Шигаповой и артисту Максиму Громову. Это сильная актёрская работа Елены Шигаповой — ей под силу «крупный план», она умеет показать героиню с судьбой, выразить разные оттенки чувств и эмоций при столкновении с ударами, которые эта судьба подкидывает. Максим Громов тоже смотрится в спектакле весьма органично: в пластических этюдах отражается та глубина внутреннего мира, которую приходится сдерживать под напором обстоятельств.

Один телефонный звонок толкает Гитель Моска и Джерри Райн... нет, не в объятия друг другу (этот этап ещё предстоит им познать, и он едва ли будет сладкой наградой на пути испытаний), а на качели: от прошлой жизни — к настоящему (и... к будущему?), от нерешительности — к поступкам, от старого уклада жизни и принципов — к переменам.

Два дома (горизонталь, яркие краски, уют у одной — жёсткие рёбра лестницы в небеса, аскетичное убранство жилья и почти отсутствие света у другого), две вселенные, в которых томится любовь и тлеет боль, два темперамента, два взгляда на жизни. У каждого опыт за плечами, в их глазах светится уже не бесшабашная юность. Совершенно разные люди, но что-то их друг в друге притягивает. Может, сильнее всего... одиночество.

Танцовщица, чей талант видят только близкие приятели и прошлые любовники. Адвокат, который ещё не приступил к практике и никак не может разобраться в собственном «юридическом деле» — бракоразводном процессе. Есть ещё третий персонаж — Тэсс (исполняет Ольга Виррийская), бывшая жена Джерри и его любимая, которая крепко держит его сердце. Она то как тень, которая постоянно следует за героем, то как судья, чьё слово может в любой момент означать для него приговор. Кажется, Джерри Райн обрекает себя на «вечные» качели — от Гитель — к Тэсс и от себя — к себе.

Сценография спектакля подчинена главной метафоре — мы должны увидеть и почувствовать эти «внутренние» качели, которые и будут главным признаком движения героев. Устройство площадки, где разворачивается действо, таково, что зритель, будучи помещённым на сцену, следит за внешними обстоятельствами и внутренними переживаниями героев, поворачивая голову то вправо, то влево. Отчасти это создаёт неудобство на полтора часа для тех, кто привык наблюдать за постановкой с классического ракурса, из зрительного зала.

В спектакле максимально сохранён текст пьесы, но отдельного внимания заслуживают «молчаливые» сцены. Молчит Тэсс, и эта тишина как повисшая пауза, не замечать которую нельзя ни зрителю, ни двум главным героям. Обнажения души мужчины и женщины происходит в танцах (по их рисунку можно судить, что они на самом деле чувствуют, не связанные обетами и социальными взглядами). Сольные партии лучше смотреть вблизи, и в этом случае организация пространства как нельзя кстати.

Каждый в чём-то виноват и в чём-то прав. Кого больше жалеть и кто достоин оправдания? Можно ли вырасти в таких отношениях — на качелях? Взаимные признания в любви Гитель и Джерри мы всё-таки услышим и почувствуем тот нерв, который соединил их на какое-то время в пару. Теплоту и сильную привязанность мы ощутим. Но что останется на сердце у неё и у него — шрам или лёгкость, отрывающая от земли? И почему Сергей Пузырёв обратился к геометрии, определив жанр спектакля как «сны о параллельных кривых»? Пусть каждый ответит себе на эти вопросы.

26.02.2019

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет