35-й творческий сезон театр «Свободное пространство» открыл премьерой трагической хроники «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н.С. Лескова
Инсценировка Ярославы Пулинович. Режиссёр — Владимир Ветрогонов. Художник — Александр Храмцов.
Очерки русских характеров
В девятнадцатом веке наш великий земляк создал ряд литературных шедевров, названных им «очерками». На самом деле это настоящие повести, через которые автор донёс до читателей свои мысли и своё понимание истинно русского характера, со всеми его достоинствами и недостатками.
В этом ряду у Катерины Измайловой особое место. Она не может смириться с гнётом и тоской домостроя купеческой жизни и во имя огромной любви к ничтожному и подлому приказчику убивает свёкра, а затем (с участием своего возлюбленного) и малолетнего наследника измайловских капиталов. Любить и совершить во имя страсти преступление. Жить, не оглядываясь на последствия страшных поступков. Это по-нашему! По-российски!
Слово драматурга
Автор инсценировки Ярослава Пулинович, по сути дела, написала свою собственную пьесу. В ней присутствуют персонажи, которых нет у Лескова. Это следователь Терентий Павлович (Сергей Пузырёв). Он после окончания суда пишет повесть о Измайловой и её роковой любви. Затем мы знакомимся с прокурором (Андрей Бухмиллер), который активно участвует в следствии и выступает в суде. Появилась и горничная Терентия Павловича Катя (Наталья Билык).
В первом акте, названном «По материалам следствия», на сцену поочерёдно выходит группа свидетелей из купеческих работников — с конкретными именами, фамилиями, характерами — и рассказывает следствию о трагических событиях в доме Измайловых. Во второй части пьесы — «Каторжный этап» — разворачивается история Катерины, увиденная глазами следователя и литератора (Лесков, кстати, некоторое время служил в судебной палате). Узнается почти брехтовский «метод отчуждения». На следствии свидетели, как бы «отстранившись» от главного сценического действия, не отыгрывают сюжетные перипетии, а рассказывают о них. Этот приём, естественно, слегка тормозит действие, но у него свои функции — того «увеличительного стекла», через которое глубже постигается лесковский замысел.
Художник. Режиссёр. Актёры
На сцене — пять тяжёлых дверей «арестантской темницы». Большой круглый и канцелярский столы, покрытые зеленым сукном. Грубые казённые скамейки. Всё это сценографические знаки гнетущей атмосферы, в которой живёт и борется за свою любовь Катерина. Двери «превращаются» на наших глазах в «стены» купеческого дома: стоит набросить на них светлые занавесочки — и «метаморфоза» налицо. Условности? Да. Но сквозь них должны прорваться на сцену подлинные страсти героев трагедии. И эта задача успешно решена режиссёром. В центре внимания — исполнители главных ролей — супруги Мария и Сергей Козловы (Катерина Измайлова и приказчик Сергей). После долгого перерыва (двое малышей в семье) Мария Козлова вернулась на сцену и неожиданно для многих блеснула в амплуа трагедийной артистки. Красивая, стройная брюнетка со страстным взглядом больших карих глаз, она выглядит человеком, способным сильно и беззаветно любить. Неторопливые движения. Глубокий голос. Сдержанные, эмоционально наполненные интонации. Она прекрасна и в праздничных сценах веселья в доме купца, и в моменты неистовой любви к Сергею, и в страданиях на каторге.
Её полноценным партнёром по сцене стал и Сергей Козлов (приказчик Серёжа Калинин). Все оттенки характера этого персонажа (любовное увлечение Катериной, зависть к её богатству и социальному положению, корысть и откровенная подлость души) отыграны артистом со свойственными ему глубиной, тонкостью и драматизмом. Замечу, что в этом спектакле Козловы вышли на сцену не просто партнёрами. Их взаимное чувство, возникшее в реальной жизни, перетекло в жизнь сценическую. В своем дуэте они искренне любят друг друга, существуют свободно, на лету подхватывая реплики. В режиссуре Владимира Ветрогонова — набор выразительных средств, который дает возможность исполнителям создавать художественно полноценные образы. Например, весенний, праздничный танец, куда вовлекается расцветшая душою Катерина (первый акт), и бесшабашно отчаянный танец на каторжном этапе, где она, очертя голову, бросается в реку, увлекая за собой Сонетку (Елена Симонова). Или сцена домогательств Сергея к Сонетке на каторге: Серёжа обнимает новую зазнобу, а на другом конце площадки (в параллель) Катерина со счастливой улыбкой на лице обнимает... сама себя, думая о своём ненаглядном изменщике. Трагедия несчастной женщины ощутима.
Приёмы «танцевально-пластической стихии» помогают и молодой артистке Елене Симоновой. Сонетка у неё — симпатичная певунья и плясунья, может «завести» кого угодно, но она расчётлива и цинична. Непростая она у Е. Симоновой и потому интересная.
Тактично решены в спектакле сцены убийств. Без смакования кровавых подробностей. Сцена удушения маленького Лямина показана, например, как следственный эксперимент с куклой. Убийство Зиновия (Н. Рожков) через затемнение. В любовных эпизодах, не теряя эмоционального настроя, так же соблюдена мера условности, исключающая пошлость.
Постановочная культура режиссёра помогает и персонажам второго плана проявиться полноценно — например, заслуженному артисту России Валерию Лагоше в образе папаши Измайлова и каторжанке Феоне (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева). Её незаурядный актёрский талант сделал Феону одним из самых запоминающихся действующих лиц.
Сюрпризом для зрителей стал неожиданный финал. После гибели Катерины и Сонетки — затемнение. На авансцене — Терентий Павлович (Сергей Пузырёв) и горничная Катя (Наталья Билык). Взволнованная девушка, покорённая литературным талантом своего господина и рассказанной им страшной историей, смотрит на начинающего литератора и со страстным криком «Я люблю вас!» бросается на шею следователю. Сила чувств и искренность их проявления захватывают и невольно заставляют думать: а вдруг на наших глазах зреет ещё одна будущая трагедия женской души? Чем чёрт не шутит! Сумела драматург Я. Пулинович придумать в инсценировке психологически выверенную и неожиданную концовку, а режиссёр В. Ветрогонов благодаря этому поставил в конце спектакля сценическое многоточие. Лесковская проза обрела ещё один смысловой и эмоциональный акцент.
Имени Лиды Пономарёвой
Развернувшиеся на сцене драматические события эмоционально сопряглись и с реальной трагедией, которая в августе нынешнего года настигла театр. Скоропостижно скончалась любимица зрителей и всего театрального коллектива, светлая душой, талантливая молодая артистка Лидочка Пономарёва. В память о ней театр учреждает премию её имени за лучшую работу, которая будет присуждаться молодым артистам театра. Это весомый стимул для творческого роста юных актёрских дарований всех амплуа.
12.10.2011
Автор: Виктор Евграфов
Источник: Орловский вестник