В театре «Свободное пространство» открылся новый сезон.
Мы говорим «чао» итальянскому сезону и «бонжур» — французскому, который начался со спектакля «Любовью не шутят» по Альфреду де Мюссе (в постановке Геннадия Тростянецкого и Романа Ильина).
Перед спектаклем зрителей приветствовал художественный руководитель театра «Свободное пространство» А.А. Михайлов. Его слова о том, что французский театр — это, прежде всего воплощение блестящего чувства стиля и неистощимого юмора, были словно проиллюстрированы спектаклем «Любовью не шутят».
С первых минут зритель попадает в стильный мир символов. Первым из героев представления на сцене появился хор (студенты актерского курса ОГИИК), который создавал настроение и периодически оживлял действие. Однако весёленькие босые «лапки» и белые шляпки лишь слегка отвлекали от строгого черно-белого сценического пространства, которое настраивало на серьёзное восприятие происходящего.
Немного о сюжете. В дом барона (Николай Рожков) приезжает его племянница Камилла (Светлана Нарышкина), воспитывавшаяся в монастыре. Барон мечтает женить на Камилле своего сына Фердинанда (Дмитрий Зайцев). Однако девушка отвергает ухаживания молодого человека.
Чтобы отомстить Камилле, собирающейся идти в монахини, а не замуж за него, Фердинанд объявляет невестой молочную сестру Камиллы Розетту (заслуженная артистка Татарстана Елена Крайняя). Однако всё это ложь, жестокая игра, в которой бедняжка Розетта была лишь средством. Она стала всего-то аргументом в споре, орудием в войне двух самолюбий. В финале девушка гибнет.
Не оттого, что Фердинанд и Камилла воссоединяются, а от того, что с ее чувствами обошлись так безжалостно, так зло пошутили над её чистой любовью.
Если одним словом назвать игру актрисы Елены Крайней, то это будет слово «мастерство». Вот уж поистине: нет маленьких ролей. Розетта появляется в спектакле в нескольких небольших сценах, однако актриса успевает выписать целостный характер, создать полноценный, объемный образ. Вот первое появление ее героини: по-детски трогательная и доверчивая крестьяночка так же хрупка, как бабочка, с которой она играет. И в этой беззаботности, и в открытом, лучистом взгляде уже сквозит грустная тень трагичности.
Одной из самых пронизывающе эмоциональных сцен в спектакле стало объяснение Камиллы и Фердинанда. Молодой актер театра Дмитрий Зайцев сыграл предельно драматично. В страстном монологе Фердинанда проступили и глубина отчаяния, и высокая степень трагизма. И это был голос не мальчика, но мужа:
— Все мужчины — обманщики, непостоянны, лживы, болтливы, лицемерны, надменны или трусливы, чувственны и достойны презрения; женщины не лучше — коварны, лукавы, тщеславны, любопытны и развратны. Но в мире есть нечто священное и высокое — это союз двух таких столь несовершенных существ...
Своими словами Фердинанд разбивает иллюзии Камиллы, с которой взрослые монахини поделились печальным опытом любовных драм, предупредив, что рано или поздно мужчина изменяет.
Чтобы не сталкиваться с подлостью жизни, Камилла и решает уйти в монастырь. Но как уйти от ревности и страсти? Как убежать от себя?
— Когда я буду умирать, — говорит Фердинанд, — обернусь на краю могилы и скажу: «Предавал, изменял, любил. Меня предавали, любили, мне изменяли. Но я жил. Я, а не искусственное существо...».
Романтик Мюссе убеждает нас: от любви не скрыться, от драм не уйти — и прекрасно, и не надо уходить, надо принимать жизнь такой, какая она есть, в неразрывности любви и страданий, радости и боли.
Но как быть с добром и злом? Именно на этом мучительнопроклятом вопросе и строится основной конфликт спектакля.
Возможно, перед актрисой Светланой Нарышкиной не стояло режиссерской задачи играть любовь. Ни искорки, ни капельки любви не прорывалось, когда Камилла была холодна и спокойна. И отнюдь не любовью загорелись её глаза, когда она решила ответить на порыв молодого человека. В её взгляде плескалось адское пламя оскорбленного самолюбия. Гордость и предубеждение? Отнюдь. Обоих молодых людей в их поединке самолюбий захватывает гордыня.
Фердинанд и Камилла настолько ослеплены своими амбициями, что не замечают, как убивают невинную душу. Ибо не ведают, что творят... Не случайно гордыня всегда считалась и считается главным, самым страшным человеческим грехом. Она становится совершенно неуправляемой, если глубоко проникает в человеческую душу. Она, как раковая опухоль, поражает и сердце, и мозг. И человек становится глухим, слепым, коварным и жестоким. Что ему тогда чья-то любовь и жизнь? Лишь повод для злой, опасной шутки...
Режиссер Геннадий Тростянецкий — философ. И в любом его спектакле обязательно присутствует философский пласт. Вспомните «Маленькие трагедии», поставленные им на орловской сцене несколько лет назад. Кстати, в работе «Любовью не шутят» использованы «цитаты» из того спектакля — снег из белого конфетти, музыка Карла Орфа («Кармина Бурана»). Главный конфликт режиссер строит на столкновении несовместимых вещей — в одной сцене, человеке, характере. Именно из этих столкновений, из борьбы противоречий и состоит жизнь. Живая, настоящая, развивающаяся. Такая вот диалектика.
Ставя перед артистами задачу, Тростянецкий предупреждает: «Будем играть ярко». И в спектакле мы видим много запоминающихся актерских работ. Потрясающе комична в роли дамы Плюш заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова. Сочный раблезианский образ священника мэтра Бридэна явил зрителю Станислав Иванов. Как всегда виртуозен в мимике и филигранен в жестах Николай Рожков. Забавен в роли мэтра Блазиуса заслуженный артист России Валерий Лагоша.
Талантливая режиссура, хорошая музыка, интересные костюмы и сценография (художник — Вера Мартынова), яркая актерская игра. Французский сезон сделал свой первый вдох — лёгкий, волнительный, но уверенный. С днём рождения!
07.10.2006
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда