Худрук орловского театра «Свободное пространство» Сергей Пузырёв отмечает 20-летие работы
В 2005 году Сергей Пузырёв пришёл в «Свободное пространство» вместе со своими однокурсниками, имена которых многие орловские зрители помнят. Это Алексей Карза, Алёна Кивайло, Алексей Кондрахов, Юлия Головина, Инга Олейникова, Дмитрий Зайцев (сейчас — известный артист Дмитрий Ермак) и другие. Это был выпуск Орловского государственного института культуры, актёрского курса Александра Михайлова, молодёжь яркая и талантливая.
В ролевом арсенале Сергея Пузырёва остались такие роли, как Том в «Стеклянном зверинце», Глумов в «Мудрецах», Хоакин Мурьета в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», Михайло Гурман в «Украденном счастье» и другие.
И всё же Пузырёв чувствовал, что ту или иную роль кто-то другой может сыграть лучше, ярче. И это, по сути, уже было режиссёрское чутьё, которое подсказывало, как правильнее распределить среди актёров роли в спектакле, чтобы получилось максимально захватывающе, глубоко, эмоционально.
Уже будучи актёром, Сергей Пузырёв пробовал себя в режиссуре. Первой постановкой была «Скользящая Люче» по Л.С. Черняускайте. В том самом начале, по признанию Сергея Викторовича, на него оказал влияние художественный руководитель театра, режиссёр Александр Михайлов — его смелые, экспериментальные подходы к выбору сценического материала, увлечённость театром синтетическим, где важная роль отводится музыке и хореографии.
На сегодняшний день на счету Сергея Пузырёва уже сорок постановок. Из последних — «Двое на качелях», «А зори здесь тихие», «Маугли 2092», «Обыкновенное чудо», «Деревья умирают стоя», «Маленькие трагедии», «Ромео и Джульетта».
И всё же, возвращаясь в самое начало, хочется назвать, можно сказать, судьбоносное имя Веры Михайловны Анненковой, педагога Брянского колледжа культуры и искусств. В то время — молодой педагог, сейчас — известный режиссёр-постановщик, поставившая на орловской сцене такие спектакли, как «Лес», «В ожидании Годо», «Поминальная молитва», «Однажды в Париже»...
— Именно Вера Михайловна повернула меня вообще в сторону театра, — говорит Сергей Пузырёв. — Это был её первый курс, и я пришёл туда потому что не поступил в Брянский университет и мне нужно было где-то перекантоваться в течение года. Тогда я вообще думал о карьере юриста. И я очень благодарен Вере Анненковой, что она открыла нам мир искусства, все, кто был на её курсе, очень сильно изменились. Мы много смотрели, разговаривали, анализировали. Это было время новой режиссуры и драматургии. И когда я приехал в Орёл, чтобы продолжить обучение театральному искусству, у меня была главная цель и уверенность в том, что я с помощью театра смогу изменить мир, мне словно передалось горение моего педагога, её любовь к театру, вера в его огромные возможности. И это лучшее, что мог сделать педагог — влюбить в профессию. Думаю, это был самый важный момент в моём становлении.
Большой удачей для себя как режиссёра Сергей Пузырёв считает то, что все артисты театра — дружная творческая команда, способная воплотить очень многие, разные и сложные проекты. А самое важное и трудное в профессии — найти ту грань между своим режиссёрским почерком и способностью не повторяться в каких-то приёмах, пусть они и очень удачные. Очень легко скатиться в излишнюю экстравагантность или перенасытить спектакль мизансценами и техническими элементами. С годами Сергей Пузырёв пришёл к мысли, что, рассказывая театральные истории, не стоит засорять спектакль лишними выразительными средствами, разжёвывать зрителю все нюансы поступков и мыслей героев, а давать свободу домыслить. Нередко любимыми у зрителей становятся спектакли, в которых на первое место выходит именно драматическая актёрская составляющая, которая, по сути, и есть первооснова театрального мастерства.
Таким спектаклем является «А зори здесь тихие». Таким, возможно, станет «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.
Сейчас Сергею Пузырёву приходится совмещать две важные и ответственные роли — режиссёра и художественного руководителя театра, быть в творческих и административных стихиях одновременно. Это непросто, и тут важно, есть ли у тебя единомышленники. Таким единомышленником является директор театра Марина Теплова. Она хороший руководитель, умеющий понимать творческие замыслы человек, порой идущий на некоторые риски и эксперименты. А это — главное для театра как живого, меняющегося организма. Поэтому зрители любят театр «Свободное пространство», с нетерпением ждут новых премьер, веря, что это обязательно будет что-то интересное, яркое, глубокое, впечатляющее!
Справка
Сергей Пузырёв родился в Риге в 1978 г.
В 1998 г. окончил Брянский колледж искусств и культуры по специальности «театральная режиссура» (курс В.М. Анненковой).
В 1999 г. поступил на режиссёрский факультет ОГИИК. В 2002 году перевёлся на актёрский курс А.А. Михайлова, который окончил в 2005 г.
С 2005 г. работает актёром и режиссёром в Орловском государственном театра для детей и молодёжи «Свободное пространство».
С 2018 г. — главный режиссёр театра «Свободное пространство».
С 2020 г. — художественный руководитель театра «Свободное пространство».
09.04.2025
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда