И рождается музыка театрального пространства

Ольга Николаевна Селина заведует всей музыкальной частью театра «Свободное пространство»

Сказано кем — то: когда читаешь гениальные стихи, кажется, что они напечатаны особым шрифтом. Слова в строчках смыкаются без зазора, в единственно возможном, неминуемом порядке, и понимаешь, что по — другому это стихотворение написано быть не может. То же самое, разумеется, и в театре. Здесь ощущение непреложности появляется, если повезет, с самого начала, когда первые звуки музыки совпадают каким — то невероятным образом с первыми репликами, жестами, светом, сценографией, костюмами, и все это убеждает, что по-другому и не может быть. Это и есть та самая магия театра. Лучше сказать, чудо, когда с самыми первыми звуками и рождается сам спектакль. Чтобы это по-настоящему понять, мне надо было несколько лет подряд ходить на спектакли театра «Свободное пространство» и слушать их. Ну да, конечно, и смотреть, но главное — слушать, потому, что музыкально — звуковой пласт многих спектаклей этого театра концентрирует в себе и эмоциональное состояние и атмосферу, он несет смысл и значение, он задает ритм, создает образ. Музыка ведет нас за собой, и нет никакой возможности отделить ее от всего того, что происходит на сцене, да и надо ли это делать, даже если речь пойдет о человеке, для которого эта театральная музыка — дело всей жизни?

Ольга Николаевна Селина заведует всей музыкальной частью театра «Свободное пространство». Она подбирает музыку для спектаклей, соединяет ее в единую звучащую структуру, помогает режиссеру — постановщику пронизывать ею нужные моменты спектакля. Поскольку в репертуаре театра — оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, просто спектакль, где есть вокальные номера, Ольга Николаевна работает с артистами как концертмейстер, «распевает» их, да и мало ли какие мелочи возникают в работе со звуком, — зав. муз отвечает за все, он — помощник режиссера, а часто и соавтор спектакля.

Заведующий музыкальной частью в театре — профессия штучная, таких специалистов не выпускает ни один Вуз. На зав.муза выучиться нельзя, им можно только родиться. А чтобы стать хорошим специалистом по музыкальной части, надо, чтобы, как говорится, звезды сошлись в один прекрасный момент, как это и случилось в судьбе Ольги Николаевны Селиной.

Образование она получила в Орловском музыкальном училище, работала концертмейстером в институте искусств и культуры, где и зародился у нее интерес к музыке театральной. Кафедра режиссуры в то время — содружество молодых, ищущих специалистов. Ольга Николаевна уже тогда подбирала музыку к разным сценам и фрагментам спектаклей, сама сочиняла, даже водевиль какой-то вместе с режиссером ставила — это и была первая школа театрального музыканта.

В это время в Орле уже работал Театр Юного зрителя, с первого сезона заявивший о себе талантливыми постановками не только для детей, но и для взрослых. Художественный руководитель Юрий Копылов и его команда — художник Станислав Шавловский, режиссер Борис Цейтлин, молодые актеры притягивали к себе единомышленников — разновозрастную интеллигенцию, студентов, старшеклассников и самых маленьких. Ольга Селина пришла в театр вовсе не зав.музом, она тогда еще не овладела этой профессией. Творческие проблемы, связанные с музыкой, решала в то время первоклассный специалист Ольга Ващенко, а она пришла работать радистом, и это очень хорошо, потому что тайны звука открывались ей постепенно. Надо было научиться с начала воспроизводить звук так, чтобы он работал на идею спектакля. Постепенно она постигла и азы звукорежиссуры. Технику она освоила быстро, а дальше жадно днями и ночами училась у своего зав.муза создавать партитуру спектакля, делая успехи, которые не заметить было трудно. И когда Копылов задумал поставить версию романа Островского «Как закалялась сталь», он включил в свою рабочую команду Селину, доверив ей работу над музыкой к спектаклю, который получил название «С весною я вернусь».

Первый блин комом не получился. 5 -я симфония Шостаковича с ее мощным драматизмом, которую предложила Ольга Селина, несла трагедию личности в эпоху перемен. Она органично вплеталась в судьбу Павки Корчагина, положившего свою жизнь на реализацию великой идеи. Юрий Копылов четко определил свои позиции в спектакле: да, справедливое государство рабочих и крестьян — это миф, но в него искренне верили. В этом — то и была трагедия первостроителей, и Ольга Николаевна через музыку ее несла сквозь весь спектакль. Спектакль был не о советской власти, а о человеке, и не случайно партийная комиссия долго не принимала его. Сегодня, с высоты минувших лет, эта ее работа кажется наивной, лобовой, но тогда было очевидно, что замысел Копылова получил точное и эмоционально насыщенное воплощение в музыке. С первыми работами приходило к ней понимание, что музыкальное оформление спектакля — это не просто фон, ритм, шумы, создающие атмосферу, подобранные по ассоциациям, по ощущениям, по настроению, — это музыка, несущая важную смысловую нагрузку, дополняющая, акцентирующая, воплощающая режиссерскую мысль. Но создавать такую музыкальную канву — этому надо было учиться долго. Селина это понимала, но после первой удачной работы себя в другом качестве уже не видела.

Потом были заполненные открытиями, поисками выразительности 5 лет в театре кукол. Вот где больше всего нужно музыки — это в театре кукол. Здесь музыка программная, рассказывающая. В каждом кукольном спектакле есть темы зла и добра, реальности и мечты, их олицетворения должны выражаться в образах музыкальных. В сезон выпускалось по шесть спектаклей, надо было найти шесть тем зла, шесть тем добра, 6 погонь за кем-то и так далее. Фактически темы — то одни, а вот музыка должна быть разной. В те времена музыкальные записи были не так доступны, как сейчас. Она впитывала в себя музыку, слушала ее везде, где возникала хоть какая — то возможность. Постепенно накапливалась музыка не только в ее фонотеке, но и в голове. Сегодня Ольга Николаевна Селина — кладезь, у нее на слуху столько разной музыки, что лет на 10 хватит оформлять спектакли. Она научилась понимать любого режиссера, у которого есть свои идеи. Ну а если у постановщика идей не рождалось, она сама что-то придумывала. Удача к ней тогда приходила не всегда, музыка в спектакль хоть и вписывалась, но была всего лишь иллюстрацией к происходящему. Хотелось работать в команде единомышленников, с думающим и пытливым, ставящим перед ней сложные задачи режиссером. Но ТЮЗ уже пережил свои звездные часы, Юрий Копылов и его постановочная группа покинули Орел, театральная ситуация ничего хорошего не сулила, однако одно событие невероятным образом повлияло на ее дальнейшую жизнь.

Не могу сказать, что моей героиней движет охота к перемене мест, просто так уж сошлись звезды, что судьба ее сделала неожиданный крутой поворот. Театры в нашей стране открывались в то время нечасто, но в молодом городе Братске решили, что театр жителям необходим. Слух о новом театре разнесся по стране, в Сибирь поехали талантливые театральные специалисты, жаждущие творчества, среди них была и Ольга Селина, профессионализм которой, фантазия, способность отдавать себя делу целиком, пришлись к стати. Новый театр для нее обернулся новой сценической верой, новой религией. Настоящие, без фальши и лицемерия отношения единомышленников — живительная среда для творчества. Все начиналось с нуля. Она организовала радиоцех, все, что связано со звуком — дело ее рук. Двенадцать лет — большой, счастливый кусок жизни прожила Ольга Николаевна в Братске, заполненный счастливым единением с хорошей режиссурой, талантливыми актерами, рождением замечательных спектаклей, воспринимавшихся зрителем как праздник. Все осталось в душе, все помнится как подарок судьбы.

В Братске она научилась из ничего создавать музыкальное чудо. Если бы раньше ей сказали, что всю партитуру спектакля можно смонтировать на одном магнитофоне — ни за что бы не поверила. Там она начала осваивать музыкальный театр, разучивала с актерами песни, которые составляли важную смысловую канву спектакля. Так что в Орел она вернулась крепким театральным музыкантом, способным решать самые разные, самые сложные художественные задачи.

Прямо скажем, орловскому театру для детей и юношества «Свободное пространство» повезло. Театрального музыканта такого профессионального уровня, как Ольга Селина, в Орле днем с огнем не сыщешь. Когда я впервые услышала (да, да, услышала, а только потом увидела спектакль Александра Михайлова «Тойбеле и ее демоны»), я это поняла и порадовалась за режиссера. Ведь как бы режиссер не застраивал свой спектакль, каким бы интересным не был язык его мизансцен, без звукового пространства он просто мертв. Музыка в «Тойбеле» — не просто живая, она животворящая. В спектакле мир чувств никак не воплощает себя в бытовой реальности. Ольга Селина умеет слушать постановщика, идя за его замыслом, она создает чувственный мир маленького еврейского городка, который обволакивает быт, задает ему нужный ритм, подстегивает его, поднимает высоко в тот самый божеский мир, в котором, как на шагаловских полотнах, вместе летают люди, демоны, мысли, разные человечьи заморочки, и все, чем населил Землю Господь. Музыка захватывает дух и плоть, поднимая и нас, сегодняшних зрителей, на горние высоты. Может, поэтому до сих пор «Тойбеле и ее демон» остается любимым спектаклем орловцев.

Для мюзикла «Иисус» композитор Уэббер создал музыку, и кажется, что уж тут делать зав. музу. Но может быть, работа над «Иисусом» была для Ольги Николаевны и была самой трудной. В театре не было партитуры оперы, и Ольга Николаевна, обладающая абсолютным слухом, выписывала все вокальные партии с компакт — диска, разучивала их с актерами, добиваясь точного и выразительного звучания. У нее поют даже те, у кого очень скромные вокальные данные.

В Орле нет музыкального театра. Занимая эту нишу, театр считает, что молодежная культура сегодня строится на музыке. Наверное, это справедливо. Хотя мне кажется, этот интерес молодежи рождается и оттого, что только музыка главным образом и звучит, и раскручиваются звезды эстрады, и всякие фабрики телевизионные уже производят своих звезд. Явление тревожное, нивелируются критерии: то, что является не искусством, а явлением массовой культуры, за искусство выдается. Слушателю прививается дурной вкус, он перестает ориентироваться в мире духовных ценностей, — и отсюда тоже причины падения морали в обществе. Театр хоть и подвержен массовой культуре, все — таки стойко охраняет свои рубежи. И беда не в том, что он много танцует и поет, беда в том, что он делает это плохо. Как ставить мюзиклы, оперы в театре, где нет настоящих вокалистов? Имеет ли театр на это право? По большому счету, это, конечно, самодеятельность, но поющий актер все-таки может выразить больше, чем просто певец. Значит, надо учиться вокалу.

Ольга Николаевна добивалась от актеров не только точного звукоизвлечения, смысловой и эмоциональной наполненности, они вместе работали над артикуляцией, над произношением согласных, что не позволяет звуком сливаться, когда не разобрать слов. Но у драматического актера не так организован звуковой аппарат, как у вокалиста, да и при больших нагрузках на связки возникают разные проблемы, для театрального музыканта такого уровня, как Ольга Селина- это просто сердечная боль.

Хорошо, что и художественный руководитель «Свободного пространства» этой проблемой озабочен. Вообще, надо сказать, этот замечательный тандем режиссера и зав.муза дает поразительные результаты. Сейчас все, кто поет в театре, занимаются профессиональным вокалом с педагогом. Может быть, актеры будут петь, как говорится, живьем, хотя бы на Малой сцене. Ведь в спектакле «Беда от нежного сердца» уже такой прием работает.

Еще одна важная проблема сегодняшнего театра «Свободное пространство» — в спектаклях драматических — такое обилие музыки, что привыкаешь к ней, не придаешь ей значения, а то и раздражаешься. Сам по себе «децибельный», громкий, агрессивный звук вреден для здоровья и весьма далек от искусства. Чем больше музыки звучит, тем меньше ее воспринимаешь. К тому же, молодой актер привыкает существовать без психологических ходов, не учится держать паузу — характер создается несколькими штрихами, у него в таком спектакле очень мало возможности для углубления характера, для создания образа. Обилие музыки разрушает спектакль. Зав. муз это прекрасно понимает, и считает, что нужно в спектакле определять зоны молчания и относится к музыке бережно.

Надо сказать, что не всегда режиссер и зав.муз едины в своих поисках средств выразительности. Так было, к примеру, когда Ольга Селина работала над музыкой к спектаклю «Маленькие трагедии. Мне довелось посмотреть на видеопленке этот удивительный спектакль Геннадия Тростянецкого, поставленный в театре «Свободное пространство», и я как-то выразила Ольге Николаевне восхищение ее работой над музыкальным оформлением его. Там пушкинский спектакль застраивался на потрясающе высокой, какой-то вселенской музыке Карла Орфа и на Моцарте, и вдруг в финале неожиданно, странно и как-то не очень вписываясь в общую музыкальную партитуру, возникал дивный свиридовский романс, но при этом он работал на тему человеческой теплоты, любви, участия и вышибал слезу.

Я до сих пор не могу забыть этого чуда музыки. Да, Бывает, что и зав.муз неправ, а может, права Ольга Николаевна, что законы — законами, но все — таки искусство — это тайна, и есть вещи, которые никакой алгеброй не поверишь.

Один из последних спектаклей, озвученных Ольгой Селиной — комедия великого испанца Лопе де Вега «Раба своего возлюбленного» в постановке Александра Михайлова. Она удачно соединила народную музыку, классическую и современную, получилось весело и занятно, в духе самого спектакля, поставленного эстрадными средствами. И не стоит упрекать Ольгу Николаевну в том, что музыка эта — «капустническая». Каков жанр, такова и музыка.

В марте, в самый театральный праздник Международный день театра, когда в Академическом театре драмы подводились итоги прошлого сезона, Ольге Николаевне Селиной при всем честном народе была вручена премия. Ее работа над спектаклем «Простая история» стала событием сезона.

Конечно, Ольга Николаевна Селина, берет музыку чужую, соединяет в единое целое разные музыкальные пласты. Она делает это талантливо, проявляя безупречный вкус, четкое понимание стиля, жанра. Но, к счастью, так получается, что чужая музыка становится ее личной. В ней ее чувства, ее размышления, ее представления, ее горечи и радости. При этом, человек неординарный, Ольга Николаевна несет в своей душе большую долю драматизма. Может быть, потому, что не может сделать мир совершеннее. Театр — священное чудовище, он требует от человека полной отдачи, а взамен дает вечную творческую неутоленность, неистовую повышенную жажду любви, человеческого участия. Она всего лишь женщина, у неё хватает сил только на то, чтобы создавать свой музыкальный мир. Она — художник и этим сказано все.

08.07.2004

Автор: Людмила Васильева

Источник: Орловская правда

Купить билет