«Иисус» — суперспектакль

Рок-опера Э.Л. Уэббеpa и Т. Раиса «Иисус Христос — суперзвезда», появившаяся в конце 60-х годов прошлого столетия, стала эдаким музыкальным евангелием хиппи всех народов. Прошло время, улеглись страсти. Осталась великолепная музыка и вечный сюжет

Постановщик и сценограф спектакля «Иисус» (премьера которого состоялась в театре «Свободное пространство» на днях) заслуженный артист Украины Олег Николаев отсек в названии претенциозный «хвост», эту приземляющую образ и идею «суперзвезду», и создал свой вариант — пластический и более глубокий.

— Меня немного коробит от этого «суперстар», — говорит Олег Викторович, — «Иисус», согласитесь, полаконичней, построже и поуважительней. Наш спектакль почти не отличается от уэбберовского варианта, но кое-что мы изменили. Наша версия более вдумчивая. Я перечитал горы литературы, прежде чем приступить к воплощению своей трактовки. Считаю, например, что в предательстве Иуды не всё так однозначно, как мы привыкли думать. Пресловутые тридцать сребреников, на которые якобы позарился любимый ученик Христа, — чушь собачья. Иуда был казначеем братства и, если бы был примитивным стяжателем, коим его часто представляют, мог бы в любую минуту сбежать с казенными деньгами, с весьма большими, надо заметить. Так что в этой истории всё намного сложней, глубже и драматичнее.

В спектакле Иуду играет молодой артист, студент актерского курса ОГИИК Дмитрий Зайцев, покоривший однажды и навсегда зрителей своим прекрасным голосом. Актеру удалось передать не только лисью пластику своего героя, но и его душевные муки, горькое осознание всей меры расплаты за предательство.

Выразительна в образе Марии Магдалины заслуженная артистка России Елена Шигапова.

Психологически объемно и глубоко сыграл Понтия Пилата Валерий Лагоша. Актер, кстати, выступил еще и как автор стихотворного текста, к достоинствам которого нужно отнести не только художественность, но серьезную философичность и зрелость мироощущения.

«Свободное пространство» всегда преподносит зрителю сюрпризы и неожиданности. Так, например, приятно поразили своими певческими способностями актеры Ирина Агейкина и Стас Иванов (Царь Ирод).

При просмотре спектакля может сложиться мнение, что здесь поют все, вся, так сказать, массовка. Однако это компьютерные «хитрости» музыкального руководителя и автора аранжировки Станислава Курбатского. А поют за хор всего четверо — И. Агейкина, В. Лагоша, С. Нарышкина и Д. Зайцев.

Ну и наконец пришло время сказать теплые слова в адрес исполнителя роли Иисуса — актера Михаила Артемьева, который был награжден заместителем главы губернатора Орловской области И.Я. Мосякиным за лучшую актерскую работу прошлого сезона (Хозяин в «Очень простой истории», Паразит в «Из жизни насекомых»).

Голос у Артемьева не сильный, не оперный, но зато какой чудесный тембр. Голос мягкий, но в то же время проникающий в самое сердце. Знаменитый и самый, пожалуй, щемящий момент молитвы в Гефсиманском саду был сыгран Артемьевым невероятно драматично. Его герой был так (по-человечески) трогательно беззащитен, предельно откровенен и привязан к этому, пусть жестокому, пусть несправедливому, но такому живому миру...

«Иисус» — спектакль-мюзикл. Но его так хочется назвать мюзиклом-балетом. Профессиональный балетмейстер Олег Николаев отвел в своей новой работе главную роль именно пластике.

Удивительно, как много можно сказать языком танца! Конечно, если за дело берется настоящий маэстро, как О. Николаев. Спектакль насыщен множеством символов. Одни из них прочитываются сразу, а над другими надо думать, размышлять.

Спектакль как раз дает возможность поразмышлять над вещами, которые в последнее время, увы, затерлись, замусолились и, самое прискорбное, исказились.

Создателями спектакля проделана гигантская работа. Не так просто непрофессиональным певцам выучить столь огромный объем сложного музыкального материала. Снимаем шляпу перед артистами и хормейстером Ольгой Селиной.

«Иисус» — спектакль серьезный и вместе с тем спектакль-праздник, спектакль-зрелище. Таким и должен быть в идеале современный театр.

18.10.2003

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет