Интервью с художественным руководителем «Свободного пространства» Александром МИХАЙЛОВЫМ в преддверии юбилея театра.
Интервью с художественным руководителем «Свободного пространства» в преддверии юбилея театра.
В декабре 2016 года орловский театр «Свободное пространство» отметил юбилей — 40 лет со дня основания. Из-за кочевого образа жизни у труппы не было возможности организовать достойный праздник. Вернувшись в родные стены, театр решил восполнить пробел и отметить юбилей повторно, с большим размахом.Чем же удивит «Свободное пространство» зрителя, как прошел капитальный ремонт и чего ожидать от фестиваля «LUDI» — читайте в интервью с художественным руководителем театра Александром Михайловым.
— Александр Алексеевич, очень рады увидеться с Вами на привычном месте — в здании «Свободного пространства». Вы рады вернуться?
— Конечно! Работать на других площадках тяжело — и в финансовом, и в эмоциональном плане. Содействие нам не оказывали: приходилось договариваться со сценами самостоятельно, искать деньги на аренду. К тому же нужно было каждый день загружать-разгружать оборудование, потому что площадки не разрешали оставлять наше имущество. Это сумасшедшая работа для всех цехов. Ремонт — это постоянный стресс. Поэтому да, мы рады вернуться.
— Но стеснения того стоили? Все ли работы, входящие в капитальный ремонт, выполнили?
— Произвели большой объем работ, но очень многое сделано некачественно, причем речь идет об обязательных вещах. Например, температурный режим не выдерживает: зимой в театре холодно, а летом, может, будет очень жарко. Те возможности, которые мы закладывали на сцену, тоже не реализованы в полной мере. Во-первых, не вполне добросовестно сделаны планшет и подъемно-опускные площадки: сейчас нам не дают гарантий, что конструкции выдержат, поэтому советуют артистов на них вообще не пускать. Во-вторых, не запущено компьютерное управление механизмами на сцене — это большое упущение, приходится все делать вручную. Короче говоря, те возможности, ради которых мы шли на этот ремонт, они далеко не в полном объеме воплощены.
— Но, несмотря на это, к вам возвращается зритель...
— Это правда. На другие площадки публика не хотела ходить, говорила: «Мы ждем, когда вы вернетесь». Сейчас они покупают билеты и на премьеры, и на обкатанные спектакли. Но этот сезон — не показательный, потому что часть зрителей идет для того, чтобы посмотреть, как преобразился театр.
— Наверняка ситуацию изменит приближающийся фестиваль «LUDI». Как, кстати, проходит подготовка к нему?
— В прошлом году мы очень много коллективов пригласили на фестиваль, в этом — немножко меньше, но мне кажется, что подобралась очень интересная программа: есть и зарубежные спектакли из Америки, Сербии, Болгарии, Израиля, и очень любопытные российские постановки московских, петербургских и провинциальных театров. Заявок было около сотни, и мы отобрали те представления, которые наиболее качественны в художественном плане. В итоге мы увидим 15 достойных работ.
— Кстати, о зарубежных спектаклях: недавно в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Ивонна, принцесса Бургундская» под руководством польского режиссера Гжегожа Мрувчиньски. Как, по-вашему, публика приняла постановку?
— «Ивонна,...» — пьеса, которая позволяет над многим поразмышлять, задуматься, присмотреться. Она делает это не «в лоб», что называется, а художественным методом. Сочетание смешного и трагического, неожиданные переходы и провокации, в хорошем смысле этого слова, — это все любопытно как для зрителя, так и для артиста. Ведь возможности для актера богатые: в спектакле можно и клоунаду сыграть, и серьезные психологические муки. Я считаю, что в этом спектакле Гжегож сделал попытку очень честно прочесть пьесу. Он, не выдумывая, вскрыл те ситуации, которые описаны у автора.
— Сложно ли было труппе «Свободного пространства» работать с иностранным гостем?
— Мы постоянно кого-то приглашаем, поэтому нельзя назвать приезд Гжегожа экстраординарным событием. Он ставит у нас уже четвертый спектакль — это больше, чем любой приглашенный российский режиссер. Он хорошо знает артистов, а артисты — его, поэтому у них нет ощущения, что они работают с иностранцем. Конечно, у него есть свои режиссерские наработки, и они немного отличаются от российского подхода. В польском театре уделяется значительное внимание внешнему рисунку, у нас это проявляется в меньшей степени. Хотя опять же — все зависит от режиссера: кто-то требует, чтобы каждое движение было поставлено, как в балете, а кто-то дает более размазанный рисунок.
— Какое представление ТЮЗа Вы можете отметить для себя? Какой постановкой Вы гордитесь?
— Вопрос сложный, потому что каждую свою работу я стараюсь выполнить достойно, выложиться по-полной. Идеальных постановок я у себя не вижу, в каждой достаточно много проблем. Однако в прошлом году мы делали с Валерией Жилиной моно-спектакль «Были слезы больше глаз» — там, как мне кажется, было верное попадание в автора, в стилистику. Его, в отличие от других спектаклей, я смотрел много раз. — Некоторые обкатанные спектакли так и не вошли в программу театра. Увидим ли мы на подмостках постановки, которые уже стали классическими? Мы не играли несколько крупных спектаклей во время ремонта, но сейчас мы пошли все вернули в производство. В этом году мы еще не играли «Леди Макбет Мценского уезда», «Дорогу в Небыван», «Как я стал...», их, может быть, вернем. Но хочется уже новые спектакли делать, над чем-то работать. Интересные мысли уже есть.
— Приоткройте занесу тайны празднования юбилея театра. Чем Вы планируете удивить зрителей на 40-летие?
— Отвечать на такие провокационные вопросы — опасно. Скажу лишь, что мы проведем театральный вечер, который, я надеюсь, подарит ценителям настоящего искусства много любопытных моментов.
Редакция городского портала vOrle.ru с нетерпением ждет возможности поздравить «Свободное пространство» с юбилеем, а пока просто рада приветствовать труппу в родных стенах!
Совсем скоро в рамках цикла юбилейных материалов читайте интервью с актером театра «Свободное пространство» Максимом Громовым.
25.03.2017
Автор: Ирина Башкатова
Источник: Городской портал vOrle.ru