Это было у моря

Интервью режиссера спектакля «Месяц в деревне» Галины Зальцман для «Орловской городской газеты»

Спектаклем «Месяц в деревне», премьера которого состоится 30 ноября, театр «Свободное пространство» примет участие в юбилейном марафоне, посвященном 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева.

В разгар репетиционного периода режиссер спектакля Галина Зальцман дала эксклюзивное интервью нашей газете.

— Галина Юрьевна, орловской публике вы знакомы по спектаклю для детей и взрослых «Полный вперед!». Вещь на сцене неизвестная, можно было фантазировать. А здесь — классика, пьеса, которую на многих сценах мира ставят уже более 150 лет. Не страшно?

— Конечно, волнительно браться за классику, потому что кажется, что есть какое­-то представление о том, как должен выглядеть спектакль по классическому произведению, как должны вести себя и говорить герои. И это представление есть не только у режиссера, но и у зрителей. Все-­таки главное, чем замечательны великие драматурги, — это то, что в их пьесах возникают настоящие люди и их жизни. За этим интересно смотреть, их жизни и чувства нас трогают, заставляя забывать, в каком времени жили эти люди, какого они социального статуса, как должны себя вести. Вообще, я думаю, что самое страшное в театре — это точно знать, как должно быть. Если честно, никто ничего не знает наверняка — и это самое прекрасное. Театр — территория сомнений. Поэтому, когда Александр Алексеевич Михайлов предложил «взяться за классику», я сразу подумала о пьесе, которая меня трогает уже давно, — «Месяц в деревне» Тургенева. Мне нравится в этой пьесе легкость, с которой история переворачивается из комедии в драму, почти трагедию. И все это происходит летом, когда так тепло и хочется жизни и счастья. Мы с художницей Елизаветой Дзуцевой, выпускницей Дмитрия Крымова, стали придумывать «что такое лето» и поняли, что главное — это море. И эта история могла случиться на крымском берегу моря, где вообще­-то могла бы быть дача­-поместье Ислаевых. Крымский берег узнаваем нами и почти не изменим уже несколько столетий — все эти ротонды, набережные, неожиданный холодный дождь, мокрая галька. Поэтому мы придумали такое пространство, в котором есть воспоминания о море. И течение времени.

— Характеры главных героев Тургенев раскрывает не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. По силам ли эта буря непростых чувств выбранным вами актерам?

— В театре очень сильная труппа. Репетиции идут насыщенно, сложный и непривычный для артистов материал заставляет нас много говорить, сомневаться, спорить, искать, разбираться, что происходит с этими людьми и что происходит с самими артистами в подобных ситуациях. Тургенев интересен еще и тем, что чуть ли не одним из первых в театре вывел на первый план женщину, стал исследовать, что же происходит с ней, как она устроена. Роман с Полиной Виардо, наверное, отчасти стал причиной этого исследования и создания образа Ислаевой, а в Ракитине отразились черты самого Тургенева. Наталью Петровну играет Лена Симонова, очень сильная артистка. Беляева репетирует Андрей Григорьев, Верочку — Наташа Билык, а Ракитина — Максим Громов.

— Он так молод, ему бы студента­-учителя играть...

— Я долго не могла выбрать артиста на роль Ракитина, а потом приехала на премьеру «Люди Ламанчи» и увидела его Дон Кихота. Я поразилась тому, как он актерски вырос, какой он пронзительный, умный, тонкий артист. Да, ему пока не хватает личной драмы, но на репетициях он с интересом погружается в тургеневский текст, ищет собственные интонации и оправдания своего героя. Максим справится.

— В разговорных «кружевах» Ислаевой и Ракитина много подтекста, читаемого через интонации и взгляды. Планируете ли вы расшифровать их?

— Расшифровывать что­-то намеренно мне бы не хотелось. Мне кажется, все подтексты, заложенные автором, станут очевидными за счет актерского существования. Наша задача показать историю, происходящую с живыми людьми, а в жизни слова вовсе не главное. Зрители, мне кажется, это хорошо понимают. Поэтому в нашем спектакле будут сцены без слов, но, надеюсь, будет мерцание жизни.

— Как давно вы больны театром и когда начался ваш «роман» со «Свободным пространством»?

— Мне кажется, я занимаюсь театром всю жизнь, сколько себя помню. Родители любят рассказывать случай, как в два года, прячась от дождя, пошли со мной в театр, и там был какой­-то спектакль детский, но все же не для таких маленьких. Они думали, что придется скоро уходить, что я не усижу. Но я смотрела от начала до конца, не отрываясь. Видимо, тогда и заразилась этой бациллой. Потом поступила в театральную школу «Класс­Центр» Сергея Казарновского, который очень многому меня научил. Там я поняла, что театр — это не только большая любовь, но и большой труд. Закончила актерский факультет ГИТИСа, но артисткой не стала, потому что поняла, что куда больше мне нравится работать с этими людьми, вести их, помогать раскрываться, ставить задачи и смотреть, как они воплощаются. Словом, мне стала интересна режиссура. Но сначала я пошла преподавать актерское мастерство в свою родную школу. Там прошли и мои первые практические уроки в режиссуре — с детьми я поставила много спектаклей. Некоторые из них участвовали в крупных фестивалях в Воронеже, Болдино, С.­Петербурге. В 2011-­м поступила на режиссерский факультет ТИ им. Щукина. В том же году вышел мой первый спектакль.

А с Михайловым мы познакомились через общего знакомого в СТД: он искал режиссера для постановки детского спектакля. Ему меня рекомендовали, а дальше мы много разговаривали, я приезжала смотреть труппу в Орел. С Александром Алексеевичем было просто и надежно. Он очень открытый, честный и преданный театру человек. В общем, я как-­то сразу влюбилась в этот театр.

Зальцман Галина Юрьевна
Режиссер, педагог, актриса.
В 2005 г. окончила ГИТИС, мастерскую народного артиста России, профессора А.В. Бородина (красный диплом).
В 2016 г. — ТИ им. Б. Щукина (художественный руководитель — народный артист России Ю.Н. Погребничко) (красный диплом).
В 2011 г. поставила в РАМТе спектакль «Лифтоненавистник», вошедший в пятерку лучших спектаклей московского театрального сезона 2010 — 2011 гг. в категории «малая форма». В 2012 г. спектакль стал лауреатом фестивалей solo в Москве и «Мини-Фест» в Ростове.
В 2016–2017 годах поставила пять спектаклей, в том числе и в Орле.
Живет в Москве.

10.11.2017

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет