Видимо, символично, что премьера спектакля «Дом, где всё кувырком» по пьесе испанца Альваро Портеса состоялась на сцене театра «Свободное пространство» в Международный день театра
Создатели постановки (режиссёр — Сергей Пузырёв), представив яркую, необычную, экспериментальную работу, подарили зрителю увлекательный театр, задействовав максимум его выразительных возможностей.
«Дом, где всё кувырком» — это классическая комедия положений. И вроде бы зрители изначально настраиваются на этакую «отдыхательную» нотку, наперёд зная, что всё в конце концов разрешится и они дружно вместе с персонажами посмеются в финале, но до этого счастливого момента пройдёт немало умопомрачительных сюжетных поворотов, некоторые из которых будут на волосок от трагедии.
А заварила всю эту кашу на человеческих чувствах и страстях любопытная соседка Мария (Олеся Балабанова), мечтающая создать литературный шедевр, который захватит умы и сердца читателей. И чего тут далеко ходить, чего выдумывать сюжет? Нужно только внимательно понаблюдать из окна за семейством, живущим в доме напротив. Ведь у всех есть свои «тараканы в голове», а значит — и ссоры, и обиды, и недопонимания, и, может быть, даже свои скелеты в шкафу... Однако где-то «писательница» обозналась, где-то ей показалось... И началось! Абсурд, переполох, невообразимая путаница, ревность, страдания, и вот уже рука то одного, то другого тянется к пистолету...
«Дом, где всё кувырком» сам автор коротко охарактеризовал как «семейный дурдом». Ну уберите гипертрофированный испанский темперамент, демонстрируемый актёрами, убавьте надрыв в голосе — и получится очень похожая картинка из вашей собственной жизни. Разве не так?.. Кто-то любопытничал, кто-то ревновал, кто-то подозревал и практически с ума сходил от всего этого...
Вот и сеньор Хорхе Сотильо (Сергей Козлов) начал что-то себе воображать насчёт своей супруги Леонсии (Мария Козлова), когда его дом вдруг кто-то начал засыпать лепестками роз и заставлять букетами. То, что мужа и жену играют актёры-супруги, добавляло забавной пикантности в представление. Это потом окажется, что «миллион алых роз» — признание в любви цветочника-сердечника Хасинто (Валентин Тюрин) служанке Пуре (Эльвира Узянбаева).
В игре артистов много экспрессии, иронии по отношению к своим персонажам — этакая лёгкая, элегантная клоунада. Тут сразу хочется отметить, что комедия, замешанная на любви и страстях, ни разу ни на миллиметр не опустилась на уровень грубого площадного юмора. Ни тени пошлости или грубости! Возможно, это заложено в самой пьесе, в испанском менталитете, ведь испанцы, конечно, страстные, при этом более серьёзные, нежели другие их южно-европейские собратья. Но это также показатель высокой сценической культуры, которую демонстрирует спектакль. Для него выбрана необычная форма: симбиоз пластики и музыки. Периодически актёры застывают в этаких испанских позах, и мы вспоминаем, что Испания — это страна корриды, фламенко, танго и... инквизиции...
Редкий случай, когда все персонажи сыграны настолько ярко, что надолго запоминаются своими фразами и «фишками», своими красивыми чёрнобело-красными нарядами. Именно в этих цветах выдержано всё в спектакле: костюмы, декорации, бутафория. Ну прямо как клип Seven Nation Army американской группы White Stripes, музыки которой так много в спектакле.
О музыке хочется сказать подробнее, потому что очаровательный квартет Cucarachas en mi cabeza («Тараканы в моей голове») в составе Андрея Григорьева, Виктории Саленковой, Надежды Староверовой и Сергея Гриненко «отпахал» весь спектакль, как бы сопровождая, озвучивая каждого персонажа, каждую ситуацию, эмоцию, настроение. Люди в чёрном, с усами как у Сальвадора Дали не просто украшение спектакля и удачная находка режиссуры, а воистину — голос и душа представления.
— Темперамент этой музыки и совершенно неожиданные нюансы, которые заложены в ней, абсолютно ложатся на партитуру спектакля, — говорит музыкальный руководитель проекта, заведующий музыкальной частью театра «Свободное пространство» актёр Сергей Гриненко.
Накануне премьеры в интернет-проекте «Третий звонок» со Стасом Ивановым, сыгравшим в спектакле полицейского Переса, режиссёр Сергей Пузырёв затронул тему театра вообще.
— Мы стали сейчас где-то чересчур экспортировать видеоконтент в спектакли, — сказал он. — В конце концов мы поймём, что это не основное выразительное средство, так как всё равно возвращаемся к исходным. Зритель, который идёт в театр, должен понимать, куда он идёт: не в кино, не в цирк, а именно в театр. И он, в общем-то, должен быть готов смотреть спектакль.
Смотреть спектакль с пластикой, музыкой, живописью, графикой, актёрским мастерством и вокалом было одно удовольствие! Можно сказать, что «Дом, в котором всё кувырком» — это творческий эксперимент. Актёры как люди творческие всегда готовы к этому. А готов ли к театральному эксперименту зритель? Долгие и громкие аплодисменты сказали: «Да!» .
07.04.2021
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда