Исповедь юных сердец

На Малой сцене театра «Свободное пространство» — премьера спектакля «Наташина мечта»

На Малой сцене театра «Свободное пространство» — зеркало. Одинокий стул. Шарики над зеркалом. Всё — в белом цвете. Скупые сценографические знаки художницы Марии Михайловой, как символы юных, незамутнённых грязью человеческих душ. Тех самых, которые пришли к нам на сцену на исповедь — шагнули в театр из пьесы молодого российского драматурга Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Эти шаги помогли сделать двум 16-летним Наташам режиссёр камерного спектакля Александр Михайлов и балетмейстер Светлана Щекотихина. И вот перед нами первая Наташа — девочка в балетной юбочке (артистка Елена Симонова). Грациозная светлоглазая блондинка рассказывает о своих переживаниях по поводу кастинга, где она пробовалась на роль телеведущей. Интонации искренние, задушевные — будто бы с близкой подругой разговаривает Наташа, а не с посторонним залом. Делится своими переживаниями с людьми, вспоминая и кастинг, и свой первый в жизни телеэфир, и юношу, который ей очень понравился, а как она ему — пока не знает. Вспоминает свою чуткую маму, с ней у неё самые близкие отношения. Расположилась на одиноком стуле, как дома, и исповедуется без наигрыша и напряжения. Милая девчонка. Как-то светло и радостно становится от общения с ней и забывается, что далеко не всем подросткам так хорошо живётся на свете, как этой артистически талантливой, обласканной родителями Наташеньке.
Но драматург, режиссёр и артисты не забывают о «трудных» подростках. Через 30 минут после первого монолога наступает очередь другого. Девчонка с рыжими косичками, в джинсиках и тёмной маечке, тоже Наташа (артистка Валерия Жилина), начинает свою исповедь с резких, порывистых интонаций. В каждом слове — вызов, стремление доказать свою правоту. Это Наташа лишена материнской ласки. Она детдомовская, пережившая в свои 16 лет все тяготы сиротской жизни. Умеющая драться, способная постоять за себя, но в принципе абсолютно беззащитная перед окружающим её равнодушием. Если всерьёз, никому и дела нет до того, как мучительно живётся приютской Наташе. Исполнительница монолога Валерия Жилина буквально завораживает зал своей харизмой. Она замечательная драматическая (и трагедийная тоже) актриса. Её героине больно. Она страдает. И мы чувствуем наполненный горем, дискомфортный внутренний мир этой девчушки. Валерия Жилина через сердце своё пропустила и отправила в зал большую беду Наташи, её несбывшиеся мечты о любви, её страх перед расплатой за совершённое в порыве мести преступление.
За час и десять минут спектакля зрители Малого зала погрузились в два душевных состояния двух подростков. Милое, благополучное, со вполне понятными для этого возраста переживаниями и по контрасту — в мрачное и почти безнадёжное. Жизнь ребёнка в семье и жизнь без семьи. По мысли вроде бы и банально всё это, но ведь банальность сия — наша, родная, узнаваемая по реальностям, с которыми мы сталкиваемся повседневно. Можно упрекнуть режиссёра за столь прямолинейное противопоставление, подкреплённое кстати в финале танцевально-пластическим эпизодом. Но упрёк этот моментально улетучивается. Задумано и воплощено всё верно, в полном соответствии с текстом монологов. Обе артистки пластически выражают то, что переживают их героини. На сцене танцуют «белый лебедь» (светлоликая Наташа Елены Симоновой) и «чёрный лебедь» детдомовского кошмара Валерии Жилиной, на лицо которой будто бы надета трагическая маска с прорывающимися сквозь неё слезами. Звучит популярный рэп. Он усиливает эмоциональный контраст между радостью и трагедией двух непохожих друг на друга Наташ.
Это был первый показ новой постановки. Конечно же, шероховатости ощущаются. Например, некоторая зажатость (от волнения, наверное?) Елены Симоновой. Артистка как бы закрыла в себе эмоции своей героини, отпускала их весьма скупо. А вот танцевально-пластический финал, как мне думается, можно было сделать и строже, и короче. Также со стулом и зеркалом — предметы почти не обыгранные артистами. А потому кажущиеся посторонними на сцене. Впрочем, это частности.
Главное же для нас — первое знакомство с драматургией одного из самых известных и вострбованных в России, 24 летнего уральского автора Ярославы Пулинович состоялось. На очереди — спектакль «Катерина Измайлова», её же инсценировка классики — «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова. Хотелось бы увидеть на орловской сцене «Я не вернусь» — интереснейший киносценарий с метаморфозами, которые происходят в жизни главной героини — взрослой, умной и талантливой женщины, внешне похожей на тинейджера. Любопытным было бы знакомство и с «Карнавалом заветных желаний» (фантастика с весьма реальными посылами в современную жизнь), драматической пьесой «За линией», о людях маргинального существования. Уникален и киносценарий о магазинных воришках «Мойщики» (в соавторстве с Павлом Казанцевым). Каждая новая пьеса Я. Пулинович — открытие. Радостное и желанное.

10.10.2011

Автор: Виктор Евграфов

Источник: Орловский вестник

Купить билет