В «Свободном пространстве» — очередная премьера. На большой сцене театра Сергей Пузырев поставил спектакль «Мадемуазель Руссе» по рассказу Ги де Мопассана «Пышка».
Когда «имеют по полной»
Нужно было случиться Франко-прусской войне, чтобы Мопассан, который с первых дней этой заварухи служил в армии, написал свою одну из самых пронзительных новелл. Во время войны он становится свидетелем того, как низко пали французские «добропорядочные обыватели». Результатом этих наблюдений стала «Пышка» — история девушки легкого поведения, волею случая оказавшейся в одной компании с французскими буржуа, бегущими от прусской оккупации. За сытный обед господа принимают ее в свои ряды. Однако потом подкладывают, несмотря на патриотические убеждения девушки, под прусского офицера за возможность свободного проезда. И в итоге объявляют ей бойкот за продажность. В общем, «имеют по полной». Но стоит ли обвинять за это героев-обывателей? Не монашенку же лишают невинности, а требуют выполнения профессионального долга от представительницы древней профессии.
ТРАГОФИРС «масок»
В результате получается трагическая история «маленького человека». Сталкиваются «падшая» женщина, у которой оказывается большое и доброе сердце, и холодная жестокость, с которой мир относится к таким людям . Даже война представляется чем-то менее злобным и угрожающим по сравнению с равнодушием, эгоизмом и высокомерием «добропорядочных обывателей».
Однако это не драма Жизни и Смерти, трагифарс «масок». На сцене переплетаются сон и реальность, низменные человеческие страсти и обманутые надежды оскверненной души наивной девочки. Почти кукольные персонажи жуткого мира душевных уродцев дерутся за деньги, наслаждение, положение в обществе. В ход идут все средства. И тут уже не до морали.
— Все мы играем в какие-то игры, но когда приходит время быть человеком — редко кто справляется с этой ролью!_ говорит режиссер и художник спектакля Сергей Пузырев.
После всех перипетий человеком, а просто набором «масок», оказывается именно «Пышка». Остальные герои вызывают лишь гнев и возмущение. И пусть это не реальная жизнь, а спектакль, но зритель до последнего момента надеется, что автор поставит всех антигероев к стенке перед прусскими ружьями и спасет одну Элизабет Руссе — застенчивую, с ее корзинкой еды и доверчивыми глазами — в замечательном исполнении заслуженной артистки России Елены Шигаповой.
Несмотря на то что новелла Мопассана — о французских буржуа конца XIX века, все «маски» кажутся знакомыми. Так и есть: подобные им попадаются сейчас на каждом шагу, они готовы ради собственной выгоды «подставить» не только незнакомого человека, но и друга детства или даже близкого родственника. А в роли современной Пышки запросто можем оказаться мы с вами.
23.09.2010
Автор: Сергей Широкин
Источник: Орловский комсомолец