Год назад театр «Свободное пространство» приятно удивил зрителя премьерой «День 1418-й». Автор пьесы, заместитель худрука Светлана Коновалова решилась на продолжение истории, и вот увидела свет очередная премьера — «На счастье или на беду»
«День 1418-й» посвящается окончанию Великой Отечественной войны. День Победы — это как точка отсчёта нового времени для расправившего плечи города (место событий — наш Орёл), для его обитателей, у которых глаза горят от надежды на то, что можно выстроить жизнь в мире и добре. Потом — бросок на двадцать лет вперёд: а что стало с надеждами героев; их встречи, их поступки, их сращения и разделения — на счастье или на беду?
Большое достоинство постановок, над которыми работали в соавторстве режиссёры Сергей Пузырев и Татьяна Сагайдачная, — в их гуманистическом начале, в смещении акцентов со сложности исторического процесса, у которого свои законы и стремления, к простоте людского бытия, когда «коммунальное домохозяйство» было не то чтобы антиподом роскоши и собственничества, но признавалось как возможная модель мироустройства, где, если тяжело, то понемногу каждому, а если хорошо — то всем, в больших масштабах и через край. Спорно, противоречиво, но попытки так жить и быть случались, и даже иной раз выходили весьма удачными. За всей внешней простотой существования одного маленького двора — огромная жизнь, вся гамма человеческих чувств, душевное взросление, желание двигаться к свету.
В постановках задействованы четыре поколения артистов, от бабушек до правнуков. Так же и со зрителями, которым рекомендовано участвовать (а как иначе, если всё разворачивается на наших глазах почти без сценических условностей) в действе с 12 лет.
Ничего особенно героического вы не найдёте в персонажах: каждый из них по отдельности типичен для своего времени и того характера, который задан волей автора и режиссёров, но все вместе они составляют трогательный ансамбль, покоряющей достоверностью игровой манеры. Тайны прошлого гражданина, не вернувшегося с войны (Пауль Эдварс — Антон Соколкин) и реакция догадавшейся матери (Баба Маня — заслуженная артистка РФ Нонна Исаева); зарождение любви москвички из семьи интеллигентов, студентки филфака и тёзки Тургеневской барышни (Лиза Калитина — Валерия Жилина), и орловского паренька, выходца из обычного рабочего класса (Митька Тарасов — Валентин Тюрин); иллюзия благодатного продажного изобилия, когда всё можно достать, но так скоро остывает семейное тепло (Вероника — Светлана Нарышкина; Больжедор Степанович — Станислав Иванов, Сашка-космонавт — Владимир Козловский, Нужный человек — Игорь Нарышкин; Костя — Михаил Артемьев, Леночка — Ярослава Симонова); стратегия обновления семейных отношений (Тарасовы: Клавдия — Ирина Агейкина, Степан — Сергей Козлов); шаги на пути прощения предательства (Труфановы: Валентина Сергеевна — Елена Симонова, Иван — Максим Громов, Катя — Надежда Староверова); способ подарить любовь и стать мягче и душевно богаче (Кондратьевы: Анна — Мария Козлова, Товарищ Кондратьев — Дмитрий Литвинцев, Виктор — Альберт Мальцев, Виктор в детстве — Тихон Григорьев) — в общем виде такие внутренние сюжетные линии перед нами в спектакле.... Интересно их раскрывать, когда режиссёр предлагает, словно через бинокль, выхватить край той или иной истории и через слово, работу артиста обнаружить трагедию в комическом и философское в обыденном.
Спектакли необязательно смотреть один за другим — они с точки зрения содержания и формы самодостаточные, но у них есть общая сюжетная канва и главные герои, что стоит иметь в виду любителям «многочастного» творчества. Автор пьес не исключает, что новый замысел сулит персонажам отправку как в довоенное прошлое, так и скачок в 80-е.
Пожалуй, главное неповторимое действующее лицо — сам театральный дворик. До недавнего времени свободное от игр служителей Мельпомены и не избалованное вниманием зрителей, теперь это место действия наполнено лицами эпохи — поколений, которые проживали в Орле, которые составляют его настоящее, которые готовы любоваться им и в будущем.
13.08.2021
Автор: Ирина Крахмалева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru