К 45-летию «Свободного пространства»

 Артисты театра Сергей и Мария Козловы поделились воспоминаниями из семейного фотоальбома

Супружеская чета Марии и Сергея Козловых листает фотоальбом, вспоминая о том, как служение театру свело их вместе не только по работе, но и в жизни.

— Я хотела быть художником-мультипликатором. Но в Москву меня мама не пустила. Вторая моя мечта — танцевать. Когда училась в 11 классе родная сестра Катерина, уже учась в Институте искусств и культуры, сказала о том, что впервые здесь набирается экспериментальный актерский курс Александра Алексеевича Михайлова при театре «Свободное пространство. Это был 1996 год, и я попыталась! Параллельно поступала на режиссуру и ходила на подготовительный курс хореографии, так как мечтала быть сопричастной сцене. Но выбрала актерское искусство, осознав, что здесь мне пригодится всё то, о чем мечтала! И даже рисунок — это туда, только другими красками... — рассказывает Мария.

Сергей тоже делится о том, как для него начиналась профессия актера:

— Первое мое образование получено в Брянском колледже искусств и культуры по специализации режиссура. После его окончания у меня было две дороги — либо пойти в армию, либо попробовать себя в актерском ремесле. Потому что я тогда знал, что с режиссурой не буду связывать свою жизнь — для меня было легче выйти на сцену и сыграть, чем терпеть людей на сцене и за каждым смотреть. Я завидую терпению режиссеров. Один человек мне подсказал — едь в Орел, там Михайлов набирает актерский курс. Я поехал и попробовал. Это был 2005 год. Понравилось — занимался тем, чем хотел.

Мария показывает фото, вспоминая о самой первой своей роли в театре «Свободное пространство»:

— Здесь я студентка 3 курса. 1999 год. Мне дали мое место в театре, оно закреплено за мной и сейчас, в этой гримерке я и живу (улыбается).

На фото моя первая роль — Эдит, служанка в доме богатой аристократической семьи. Это английская комедия «Невероятный сеанс», где были заняты «сливки» нашей труппы! Как-то на этот спектакль приехал папа и племянник, которому на тот момент было 7 лет. Когда он приехал домой, соседи его спросили — ну что там Маша? Ответил: «А, сцену подметает». А ведь действительно роль такая была — я горничная (смеется), выбежала, прибралась, убежала. И единственные слова «Кушать подано! Сэр!». Как в анекдоте... Конечно, коленки тряслись, ведь я служанка была у Владислава Трахтенберга! А в спектакле были заняты Крайняя Елена, Нонна Исаева, Таня Шмелева.... А.А. Михайлов сказал не прятать волнение, все ложится на роль.

— Вообще у меня счастливая судьба. Я много играла того, что хотелось. Помню, одной из первых серьезных ролей у меня была роль Беатриче в комедии Шекспира «Много шума из ничего». Я тогда только выпустилась из института. Быть фейерверком юмора и остроумия в кругу опытных актеров было сложно, но безумно интересно, — добавляет Мария.

Сергей также вспоминает о своих первых ролях и об отношении к делу:

— Так получилось, что первые мои серьезные работы были одна за другой — «Мой легионер» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Это была большая ответственность и проверка. Все трясутся когда выходят на сцену, до сих пор трясемся. Иначе невозможно, без внутреннего тока не сделаешь ничего и не сможешь двигаться, а если тебе ничего неинтересно и ты не взволнован, то значит надо заняться другой профессией, которая тебя взволнует.

Мы в театр приходили студентами и у нас здесь были занятия, педагоги, мастера наши. С 2008 года — я в репертуаре. Здесь познакомился с Машей. Теперь всё вместе.

Мария отыскивает в фотоальбоме снимок с их интересной и необычной свадьбой, случившейся в 2007 году:

— А вот на сцене театра наша свадьба. Театр был одним из пунктов посещения в сей знаменательный день! Как без него!

Сергей:

— Свадьба начиналась с утра в Орле и Брянске одновременно, затем я ехал из Брянска за Машей в Орёл, и, конечно, после росписи мы заехали в театр, место нашей встречи и нашей Судьбы. Заканчивался день в Брянской области, где живут мои родители.

Мария:

— Да, свадьба была очень пышной и длинной, но очень-очень театральной. Готовил ее практически весь коллектив и почти весь театр гулял.

Сергей:

— Это было лето, театр был в отпуске. Родители и гости сидели в зале, а мы с группой актеров разыграли целое представление.Я пел песню из мюзикла «Вестсайдская история» «Мария, Мария, Мария!» и, преодолевая препятствия, шел к своей цели. Наши свидетели — тоже актеры театра — были ангелами.

К слову, есть в репертуаре театра спектакль, который особенно дорог Марии и Сергею.

— Спектакль-долгожитель «Леди Макбет Мценского уезда». Это был первый спектакль после моего выхода из декрета и первый совместный, где мы с Сережей вместе играем пару на сцене. При том, что Сережа случайно попал в этот спектакль. Играем его с 2011 года, — рассказывает актриса.

Понятно, что для семейства Козловых «Свободное пространство» — не просто место работы. Это и дружный коллектив, и веселые театральные капустники и, конечно, запоминающиеся гастроли и фестивали. Но обо всем по порядку — вслед за Марией, показывающей нам снимки самых-самых запомнившихся моментов.

— Это спектакль «Феодал». У нас традиция на 23 февраля и 8 марта готовить капустники. Вот здесь мальчики нарядились в девочек. Год 2006-й. Сергей меня пародировал. Там по сюжету три девушки, которые очень хотят замуж и кадрят заезжего жениха. Нарышкин (артист «Свободного пространства») нас назвал юмористическим десантом, — смеется Мария.

— А вот фотография около елочки. Это пока единственный случай в моей жизни, когда не ребенок попросил со мной сфотографироваться, а наоборот — я подошла к девочке и попросила сделать фото с ней. Наверно, 2007 год. Я возле елочки изображала восточную красавицу и увидела девочку в таком же образе, — вспоминает артистка.

— А это фотографии в память о фестивале. Сережа играл на первом фестивале LUDI спектакль «Мой легионер», и получил личный приз (экспромт фестиваля) от народного артиста России, председателя жюри Федора Чеханкова, — рассказывает Мария.

Гастроли, как мы уже поняли, читатель, это особое явление для артистов. Козловы вспоминают о тех, что были в 2010-м и 2011-м годах — на Кипре и в Польше.

Сергей:

— Мы в 2010-м году слетали на Кипр, где играли «Алкесту» в живых декорациях на берегу моря в амфитеатре. Были в трех городах — Пафос, Никосия, Лимассол. Приходили зрители, стелили себе подушечки и сидели на этих камнях. Море, прибой, поднимаешь голову — усыпанное звездное небо, южный климат. Это было непередаваемо. После этих гастролей мы вернулись в Орел и получили свои дипломы в институте. Работая там, на Кипре, мы уже знали, что мы дипломированные специалисты. Это память на всю жизнь.

Еще был прекрасный выезд в Польшу. Играли спектакль «Биндюжник и король» на улицах во дворе со старыми нежилыми домами, но что удивительно — дома старые, а все окна в них целы, не разбитые... Они служили декорациями, погружая нас в потрясающую атмосферу.

— А это Париж, Триумфальная Арка. Попали под национальной праздник. Наш театр очень много гастролировал! Во Францию ехали 3 дня на автобусе. Играли в старинном цирке, и было очень сложно не запутаться в какой выход выходить, ведь пришлось играть на арене на 4 секции. Куда было 4 входа, — говорит Мария.

Мы уверены, у каждого работника театра своя история в нем, свои альбомы с фотографиями, свои воспоминания. В год 45-летия «Свободного пространства» пожелаем Орловскому театру для детей и молодежи оставаться красивым, уникальным, актуальным, бьющим в нерв каждого из нас в частности и социума — в общем!

28.12.2021

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет