Каких чудес не может случиться...

Начало нового сезона у театра «Свободное пространство» получилось бурным: целых четыре премьеры!

Одна из них — комедия «Хапун», написанная Борисом Ольшанским по рассказу В.Г. Короленко «Судный день». Это вечная и очень современная история метаморфозы человека, на которого свалились деньги. Самые серьезные испытания, которые посылает нам жизнь, — это испытания славой и богатством. Возможность осуществить то, что раньше не мог, появление новых желаний и планов, а главное — изменение отношения к тебе других людей...

Филипп (Михаил Артемьев) из простого работника вдруг становится хозяином мельницы: она досталась ему в наследство после утонувшего дядьки. Вчера Филя парубковал, целовался под плетнем с дочкой бедной вдовы Приськи Галей, собирался жениться на ней... Сегодня он богатый хозяин, и ему уже хочется богатство свое преумножить женитьбой на невесте с приданым Мотре.

А жизнь в селе идет своим чередом, и бродит меж людей особый еврейский черт Хапун, выискивая очередную жертву судного дня. И ангел здесь же. Только не слишком ангельский нрав у этого ангела (его играет, а вернее, танцует, Станислав Иванов): вместо того, чтобы сражаться с темной силой, он заключает с ней пари: кто кого переиграет в борьбе за душу человеческую?

Ангел понадобился режиссеру того, чтобы острее показать вечную двойственность, раздирающую людей, вечный выбор между высоким и низким, бренным и нетленным, злом и добром.

Зрелище получилось симпатичным. Артисты, кажется, без всякого напряжения влились в образы своих персонажей, им с избытком хватило мастерства и техники, чтобы осуществить все желания постановщика. Играют играючи. Как всегда, на высоте и пластика. Главный герой спектакля порой забавен, порой жалок, порой просто отвратителен. Выразителен Игорь Гольтяпин в роли отставного солдата Харько. Забавна Прися (Татьяна Шмелева), то смиренная, то негодующая. Абсолютно сливается по темпераменту и менталитету со своей героиней Галей артистка Ирина Агейкина. Очень точен в передаче ставших хрестоматийными черт национального характера Николай Рожков, играющий еврея-шинкаря Янкеля. Трогательна в своем тихом безумии Янкелиха в исполнении заслуженной артистки России Нонны Исаевой. Хорош и не так страшен, как привлекателен (как любое зло), черт Хапун (Сергей Горбачев) — гибкий, как его бич, стремительный, мгновенно меняющий интонации... как и положено черту. Убедителен в игре и Андрей Кураков, изображающий деревенского казанову Гаврилу.

И все же, несмотря на хорошую игру, хорошие костюмы, симпатичную декорацию, мне, как зрителю, не хватало во время просмотра какой-то остроты. То ли предсказуемость действий мешала, то ли слишком высокий профессионализм актеров. В искусстве иногда так бывает: мастерство становится механическим. И это значит, что высота планки стала привычной, и ее (планку) пора подымать.

21.10.2004

Автор: Елена Бородина

Источник: Орловский вестник

Купить билет