Каким ключом открыть Пушкина: режиссёр Геннадий Тростянецкий о постановке «Маленьких трагедий»

В декабре на сцене театра «Свободное пространство» орловский зритель увидит — спустя 13 лет — вторую редакцию спектакля «Маленькие трагедии» режиссёра Г.Р. Тростянецкого

Вторая редакция «Маленьких трагедий»

Геннадий Рафаилович Тростянецкий, известный режиссёр из Санкт-Петербурга, лауреат Государственной премии, ученик Г.А.Товстоногова, не первый год сотрудничает с орловским театром «Свободное пространство». На этой сцене он поставил пять спектаклей: «Господин де Пурсоньяк», «Любовью не шутят», «Ночь» «Белое на чёрном», и.. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

Премьера спектакля «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого в «Свободном пространстве» была приурочена к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Спектакль тогда имел большой успех: его видел не только Орёл — он блистал на двух крупнейших сценах страны — в Москве и Санкт-Петербурге. Постановка получила признание и простых зрителей, и известных пушкинистов. Но при этом быстро пропала из репертуара. Почему? Так случилось, что «выпали», ушли из труппы играющие актёры, бывшие причиной спектакля, рассказывает Тростянецкий. И вот, волею обстоятельств, удалось вернуться к «Маленьким трагедиям», чтобы сделать их вторую редакцию, переосмыслить собственную задумку.

«Нам помешала фраза: „Пушкин — это наше всё“»

Переосмыслить — это значит подать пушкинское произведение в ином свете.
«Когда я сделал новеллу „Моцарт и Сальери“, понял, что в этом ключе нужно делать и остальные новеллы, — поясняет Геннадий Тростянецкий. — Но в тот момент было уже поздно, чтобы вернуться и что-то откорректировать. И это одна из причин, почему я возвращаюсь к этой работе сейчас. Мы задали себе вопрос: почему в России есть театр Островского, театр Гоголя, можно даже сказать, есть театр Чехова, а вот театра Пушкина у нас нет? Дело в том, что Пушкина как драматурга открывают ключом психологического, бытоподобного театра. На самом деле, каждый театр психологический, учитывая, что „психо“ — в переводе „душа“. Если театр не душевный, он никому не нужен. А вот что касается жизнеподобия, это абсолютно неверно. Откройте статью Александра Сергеевича о театре, где он пишет: мол, какое может быть правдоподобие в зале, разделенном на две половины, где одна делает вид, что не замечает другую?! Значит, необходим иной подход, другой принцип».

Нам сильно помешала фраза «Пушкин — это наше всё», уверен Геннадий Рафаилович. Сегодня многими людьми движет «коллективное бессознательное», общепризнанные мифы. Из-за этого мы мыслим стереотипно, не видим в Пушкине то, что на самом деле в нём есть. Пушкин ведь всегда видит явление в его противоречии. Писатель сталкивает противоборствующие явления, что читается даже в самой структуре текста, замечает Геннадий Рафаилович, в таких его элементах, как заглавия, например: Рыцарь — но скупой, Гость — но каменный, Пир — но во время чумы... Хотя многие пушкинисты просто не замечают того, как структурно пишет классик, но не замечать этого — всё равно что не знать Пушкина.

Ключи для Пушкина

Идею в тексте зачастую найти трудно, но возможно. Однако главный вопрос — каким способом это сделать, представить зрителю? Идею можно вытащить только особым способом игры, в этом и состоит профессия режиссера, рассуждает Геннадий Рафаилович.

Ключ, которым режиссёр-постановщик «Маленьких трагедий» открыл для себя и открывает для нас А.С. Пушкина, кроется, по его мнению, в новелле «Моцарт и Сальери». В ней, считает режиссёр, заложен миф о Пьеро и Арлекине, о двух половинках одного существа. Идеальным средством для выражения этого противоречия и двуединства, для решения феномена Пушкина, будет площадной, балаганный, театр, театр маски. «Маска — это всегда очень мощный концентрированный тип человека», — заявляет Тростянецкий.

Известно, что в новой постановке роль Моцарта по-прежнему исполняет Маргарита Рыжикова. Кстати, любопытный факт: когда распределяли роли для спектакля ещё в первой редакции, Рыжикову Тростянецкий выбрал, что называется «методом тыка», и был сам удивлён воле провидения — оказалось, что Маргарита знала партию Моцарта наизусть. Партию Дон Гуана в новелле «Каменный гость» исполнит Михаил Артемьев. Премьера спектакля «Маленькие трагедии» состоится 10 декабря, в театре «Свободное пространство».

P.S. Сегодня, 26 ноября, Геннадий Рафаилович Тростянецкий празднует своё 60-летие. Сайт InfoOrel.ru поздравляет замечательного режиссёра, интереснейшего собеседника и просто хорошего человека, Геннадия Рафаиловича, с юбилеем и желает ему долголетия, много новых открытий в театре и в жизни!

26.11.2010

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет