«Кандид»

Два взгляда на новую работу ТЮЗа

Цветет ли сад в твоей душе

Ох и трудный же этот философ-просветитель XVIII века. Трудный не только для театра, но и для читателя. Не каждый скажет, что читал эпиграммы или памфлеты Вольтера, а, уж тем более философскую повесть.

И вот спектакль Орловского ТЮЗа «Кандид» в постановке А. Михайлова. Пожалуй, самое необычное в этом — это его форма: мюзикл.

Сюжет повести прост и очень современен. Юноша Кандид волею случая отправляется в долгое путешествие, полное злоключений и неожиданностей. Вооруженный непротивленческой философией своего духовного наставника Панглоca. провозглашавшего: «Все к лучшему в этом лучшем из миров», Кандид в конце концов приходит к мысли о необходимости нравственного очищения каждого человека.

Радует интересный актерский ансамбль, который, выражая замысел режиссера, наделяет характеры героев живой плотью и кровью. Наибольший успех, конечно, выпадает на долю центральных персонажей. Кандид (В. Супрун) подкупает своей простодушностью, Кунигунда (Т. Борисова) — непосредственностью, смешон и жалок «носатый» Панглос, а Какамбо (В. Туманов так и заражает всех своей неутомимостью.

Удачной режиссерской находкой представляется сказочно-утопическая страна Эльдорадо, в жителях которой мы узнаем себя. Кстати, заморскую принцессу Эльдорадо прекрасно играет опять же Т. Борисова, что не мешает первому образу — Кунигунды. Вообще же спектакль даст возможность многим артистам сыграть сразу несколько ролей, несколько характеров, что, на мой взгляд, интересно не только самим артистам, но и зрителям.

Оригинально решена проблема декораций в путешествии. Точнее‚ их вовсе нет. Главную роль выполняют световое оформление и масса бутафорских сценических аксессуаров, начиная от лопаток-ружей у прусских солдат и заканчивая очень симпатичным слоном, на котором разъезжает женолюбивый правитель Буэнос-Айреса.

Полный хорошей музыки (композитор Б. Киселев, исполнение группы «Аншлаг»), песен (стихи О. Муратовой), очень зрелищный, спектакль не только легко воспринимается, но и оставляет в сердце зрителя зерна размышлений.

...Погасли сценические юпитеры, сомкнулись тяжелые портьеры занавеса, опустел зрительный зал. А последние слова. Кандида еще звучат в каждом: «Нужно возделывать свой сад!». Сад своей души...

В поисках смысла?

— Ну и как тебе это понравилось?- поинтересовалась уже после спектакля одна моя знакомая.

Тогда я ей не ответила, потому что определенного «за» или «против» у меня не было.

Впечатление о спектакле «Кандид», поставленном по философской повести Вольтера на сцене нашего ТЮЗа, осталось двоякое.

Начну с хорошего. Это довольно ритмичные танцы, современная музыка, умные песни, игра цвета и света, экспрессия, неожиданности — словом, яркий, звонкий, красивый мюзикл. Это прекрасные актерские работы. Это своеобразный режиссерский подход к теме, сделавший ее актуальной и в наши дни. Это непривычное для зрителей полное отсутствие декораций.

Но в итоге, к сожалению, много шума — и ничего. Главная мысль спектакля — каждый должен найти именно свое место в этой жизни — настолько глубоко запрятана подо все женские юбки, что кажется, герои стараются найти ее именно там.

— Девочки, как вы думаете, о чем этот спектакль? — спросила я семиклассниц. сидевших сзади.

— А вы разве сами не видите, — прыснули они в ответ. И, немного помявшись, одна добавила:

— Про любовь, конечно.

Но хочу оговориться сразу — любовь тоже разная бывает. Бывает чистая, бескорыстная, верная, умная, добрая, а тут она — дурная и плотоядная. Посудите сами: сначала философ Панглос дает уроки «экспериментальной физики» хорошенькой служанке, довольно удобно пристроив ее к себе на живот, потом, следуя примеру учителя, таким же образом скачут по всей сцене Кандид и Кунигунда, потом страстный пират лишает чести невинную принцессу, потом, потом... Всего и не перечесть. Но апогеем всех этих пикантных добавок к неизменной философии Панглоса, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», стала беседка-постель, в которой по графику «общались» с Кунигундой великий инквизитор и еврейский купец.

Вообще, по-моему, человеку, не читавшему «Канднда», сложно поверить, что все происходящее на сцене действительно вольтеровское, вошедшее в сокровищницу мировой литературы. А человеку читавшему, любопытно посмотреть, насколько можно, так сказать, «осовременить» произведение, подойти к нему с кассовой (я имею в виду билетную кассу) точки зрения.

И еще одно, на чем бы хотелось остановиться: это прекрасная страна Эльдорадо и великомученик Мартен (O. Савкин). Страна всеобщего счастья и благоденствия. В принципе придумано неплохо. Это все равно, что взять частичку нас сегодняшних и, не приукрашивая, поместить на сцену, Красные пижамы, хождение на коленях, воздушные шарики, вечный праздник, бесконечные бюсты друг другу при жизни и посмертно, постоянные дифирамбы самому мудрому и доброму правителю, счастье, найденное в наградах, и вечное ожидание тех лучших времен, когда ангелами станут люди, страны, города. А пока внеочередная установка памятников иностранным гостям, ведь они у нас, как дети: все лучшее им. Не правда ли; знакомая история?!

Но вот в конце, когда самый несчастный человек, а потому и циник, Мартен в диком танце движется по сцене, разгоняя толпу красным полотнищем, становится жутко. Скопище страждущих нищих, голодных и оборванных. бросает друг другу, как игрушку чистенького Кандида, а вокруг них мечется Мартен в зловещих лучах красного прожектора. Дьявольщина какая-то!

И вот поднятая пыль потихоньку укладывается, разогнанные красным полотном нищие скрываются за кулисами, остаются лишь не верящий ни во что циник Мартен, окончательно отчаявшийся Кандид да валяющаяся рядом все та же красная тряпица на древке.

Как это понять? А как хотите, так и понимайте!

Все здесь свалили в кучку, местами даже переборщили. Тут и солдаты, которые после 80 палок от своих же «дедов» готовы на любой подвиг, и гребцы-невольники на турецких галерах, живущие под девизом: «Кто не работает — тот не ест».

И, чтобы окончательно не смазывать этот винегрет, закончить хочу тем же, чем и начала: как же мне все-таки это понравилось? И отвечу, не кривя душой: наверное, несмотря ни на что, понравилось. Неожиданный вывод? Может быть. Но, согласитесь, то, что оставляет равнодушным, критике не подвергают...

22.04.1990

Автор: С. Андрианова, Т. Ольгина

Источник: Орловская правда

Купить билет