В театре «Свободное пространство» состоялась долгожданная премьера.
Публика, наконец, смогла увидеть готовившийся к показу еще в апреле мюзикл режиссера Виктории Печерниковой.
Фактически
«Кармен. История Хосе» действительно написана для «Свободного пространства» с нуля, не считая, конечно же, самого знаменитого сюжета о роковой красавице Проспера Мериме. Автор музыки — актер театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев. Либретто — драматург Мария Малухина. Режиссера же орловские театралы уже видели в действии — в спектакле «Сон в летнюю ночь».
Постановка многонаселенная — в ней задействованы 26 актеров.
О повороте сюжетной линии мюзикла «Кармен. История Хосе» и подготовке к постановке Виктория Печерникова рассказывала в одном из радиоэфиров:
— Мы опирались на Проспера Мериме. Пересмотрели все фильмы и оперы, балеты о Кармен. Все, что есть во Вселенной о ней, мы изучили. Попытались найти новое. Как вы поняли из названия, мы немножко развернули историю. Но при этом не противоречим Мериме, он тоже больше внимания уделяет Хосе, чем Кармен.
Кармен — это музыкальная история Хосе, в то же время Кармен толкает Хосе к развитию.
Действие происходит в маленьком портовом городке, куда приезжает бродячий цирк. Мы для себя определили, что это 20-е годы в Испании. Почему цирк? Мы искали место, где могут находиться яркие люди, где будет любовная и лирическая линия. И мы поняли, что самое экзотическое место — это бродячий цирк.
Либретто писалось под конкретных актеров «Свободного пространства». Мы уже понимали, кто и что будет играть. Второго состава у мюзикла нет.
Мы стараемся приблизиться к классическому бродвейскому мюзиклу. Конечно, при этом нет сложных технических средств. Это очень дорого. И не стоит забывать, что это репертуарный спектакль в драматическом театре.
К слову, о мюзиклах в жизни постановщиков «Кармен. История Хосе». Для композитора, либреттиста и режиссера это первый опыт подобного масштаба на их творческом пути.
Практически
Отмечу лишь моменты, которые сделали просмотр мюзикла интригующим для меня.
Первое. Костюмы и художественное решение пространства: яркая эстетика цирка в сочетании и даже больше — в противопоставлении — с кинематографичными черно-белыми картинками.
Второе. Музыка: здесь нашлось место и самодостаточному авторскому высказыванию, и аккуратной цитации из известного музыкального материала (ну, конечно, как в «Кармен» без Бизе!). Жанр действительно не определить. Отдельное спасибо Андрею за мотив для контрабандистов (создал что-то такое опасливо-потустороннее и в то же время «вдарил рока») и за первую арию Кармен, а Ольге Виррийской за ее исполнение!
Кстати, об арии Кармен. Первая встреча с этакой женщиной-вамп в стиле «кубизм» с ломаными линиями одежды-прически производит впечатление не только на Хосе, но, пожалуй, и на всех остальных, заглянувших в цирк. Конечно, такую обоюдоострую попробуй обойти вниманием!
Третье. Работа художника по свету — Андрея Абрамова. Задает динамику движения во многих сценах, при этом не становясь главным акцентом действия.
Четвертое. Ансамбли актеров.
Безусловно, Кармен — Ольга Виррийская и Хосе — Максим Громов!
Но и остальные тоже!
Просто несколько навскидку:
— Лилас Пастья, хозяин цирка, муж Рольоны — Николай Рожков,
— Рольона, бородатая женщина, жена Лиласа — Ирина Агейкина;
— Торрес, чревовещатель с куклой Кито— Антон Соколкин,
— Лола Флорес, певица, влюблена в Гарсию — Виктория Саленкова,
— Гарсия Кривой, метатель ножей, муж Кармен — Сергей Козлов;
— Ремендадо, рыжий клоун — Валентин Тюрин,
— Данкайро, силач — Владимир Козловский,
— клоуны-униформисты А и У— Артём Исаков и Дмитрий Иванюгин.
И многие другие и все друг с другом, и каждый сам по себе. Все же хронометраж масштабного действа — три часа!
В общем, распространяться о мюзикле на страницах печатного издания, пожалуй, много не стоит. Зрелище действительно лучше наблюдать воочию. Дай бог, печальные «ковидные» ограничения не вмешаются в планы театра!
26.10.2020
Автор: Оксана Полуничева
Источник: Городской портал InfoOrel.ru