Колоссы и лилипуты

В орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «А зори здесь тихие…»

Мы все знаем, о чем эта история и чем она закончится. Повесть Бориса Васильева 1969 года и фильм Станислава Ростоцкого 1972 года — практически часть нашего культурного кода.

Как и трагедия, и героизм Великой Отечественной — сознательно или бессознательно воспоминания о ней, пусть на уровне ощущений, продолжают передаваться в семьях из поколения в поколение.

Режиссер «Свободного пространства» Сергей Пузырев активно использовал кадры из советского фильма вместе с текстом Васильева. Иногда актеры на сцене буквально, будто эхом, повторяют реплики за актерами с черно­белой пленки.

Люди в зале шепотом повторяли за артистами некоторые цитаты: «Женька, ты русалка!», «А что это? — Микстура!».

Я начала плакать почти сразу, с первых минут спектакля, когда на экране появилось лицо советского актера Андрея Мартынова в роли старшины Васкова. Одна из великих сцен мирового кинематографа, когда актер кричит в камеру: «Пять девчат, пять девочек было, всего пятеро! И за что я их всех положил? За десяток фрицев? А не прошли вы! И сдохнете здесь, все сдохнете!». Плакала не одна я — периодически всхлипы слышались с разных концов зала.

Почему мы плакали? Мы ведь знали, чем все закончится. А плакали от боли, которая живет в коллективном бессознательном и периодически приходит к нам оттуда через хорошие фильмы, книги, живые, непротокольные воспоминания.

Материал изначально таков, что, в принципе, актеры «Свободного пространства» могли вообще ничего особенно не делать на сцене. Только читать текст Бориса Васильева, иногда давая зрителям возможность посмотреть кадры советского фильма. Но актеры играли по­настоящему. Главные роли исполнили Сергей Козлов, Ольга Виррийская, Юлия Григорьева, Елена Симонова, Надежда Староверова, Эльвира Узянбаева. Голос Сергея Козлова я даже не узнала — настолько у него получилось перевоплотиться в простого старшину Васкова.

Спектакль «А зори здесь тихие...» поставили в Орле в рамках партийного проекта. Он приурочен к юбилею Победы. В этом году будет много всего про войну — 2020 год официально объявлен Годом памяти и славы. Это такая тема, что получается либо пОшло­официозно, либо сразу больно.

Мне кажется, актерам и режиссеру «Свободного пространства» получилось говорить о войне честно и по­человечески. Как это ни парадоксально, думается, что этому помогло как раз активное использование в постановке художественной условности. Это минималистичные декорации (большую часть времени актеры работают просто на пустой черной сцене), хореографические вставки и исполненные актрисами песни не из фильма.

Еще на экране над головами актеров показывали картины из песка. Кадры из старого фильма появляются после того, как огромная рука сметает с них песок.

Боль войны жива и в молодом поколении, но все же образ песка как образ времени кажется актуальным.

Режиссер создал образ связи трех эпох, трех поколений: сама война, ее участники — 70­е, их дети — современность.

На фоне крупных планов лиц актеров из 1972 года актеры театра «Свободное пространство» на сцене кажутся маленькими­маленькими. Лилипуты на фоне колоссов.

С Победы прошло 75 лет. Как мы смотрим на это время? Этих людей? Что мы можем сказать о них и от их имени? И имеем ли право? В любом случае, не говорить не можем. И говорим, как можем, как умеем, как получается. Зато честно и искренне.

В зрительном зале было много старшеклассников. Впереди меня сидели мальчик и девочка. Девочка в темноте склоняла голову на плечо мальчика, а он давал ей платок и гладил по голове.

14.02.2020

Автор: Елена Маслова

Источник: Орловская городская газета

Купить билет