Лекарство от всех болезней

Художественный руководитель театра «Свободное пространство» заслуженный артист РФ Валерий Лагоша в интервью «Орловской городской газете» рассказывает о проблемах и радостях первых недель в новой должности.

— Ваш театр стал крепким универсальным ансамблем, но все же многие театралы ходят «на Лагошу» и других ведущих актеров. Не ущемит ли их интересы ваше назначение, Валерий Евгеньевич?

— Не дождетесь (смеется). Я много играю в текущем репертуаре, как артист пока интересен и для приглашенных режиссеров. В частности, Линас Зайкаускас предложил мне моноспектакль «Цыпленок из букваря», который уже значится в программе международного фестиваля в Белграде. Вне конкурса он будет показан и на фестивале «LUDI».

— А собственные режиссерские амбиции? Вы ведь не только актер с 30­летним стажем, но много ставили как руководитель и педагог актерской мастерской в ОГИКе?

— Да, есть опыт и планов много, но пока не до их воплощения. Чем больше вникаю в текущие дела, тем понятнее становится жалоба Короля из сказки Шварца «Дракон»: «управлять государством легче, чем театром». Так что пока дотошно не вникну во все театральные «дыры», буду строить репертуарную политику на постановках других режиссеров.

— В той же пьесе Шварца Королю предлагают в качестве «лекарства» от смуты казнить половину труппы. А какую терапию предпочитаете вы?

— Работу. Как можно больше работы, потому что театр, сцена — это образ нашей жизни, форма существования, лекарство от всех болезней. В этой связи очень благодарен Линасу за сотрудничество. Мало того, что он занял больше десяти актрис в своей оригинальной постановке гоголевской «Женитьбы», сегодня мы готовим с ним и многолюдный спектакль «Лавина». Это история жителей небольшого горного селения, над которым 9 месяцев в году дамокловым мечом висит угроза схода снежной лавины. Все это время людям под страхом смерти запрещены звуки громче шепота...

Спасибо Линасу не только за спектакли, но и предложенную помощь в посредничестве с приглашением самых лучших отечественных и зарубежных режиссеров. Например, обсуждается возможность принять в Орле Кшиштофа Занусси. Если это случится, то появится шанс провести с ним переговоры о постановке спектакля.

— Да, поработать с таким мастером — фантастическая удача. А кто из российских режиссеров подтвердил свою готовность ставить в вашем театре?

— Начнем с того, что мы и сами вырастили двух хороших режиссеров. Лариса Леменкова поставила спектакль «Телеграмма», который вошел в программу фестиваля «LUDI», а Сергей Пузырев в этом сезоне подготовил уже две работы — «Остров сокровищ» и «Вторая смерть Жанны д,Арк», премьера которой состоялась 10 апреля.

Что касается приглашений, то уже летом главный режиссер Петрозаводского драматического театра Андрей Дежонов приступит к репетициям малоизвестной пьесы Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Андрей же посоветовал пригласить на фестиваль в Орел питерский театр «Особняк» со спектаклем «Машина едет к морю». Я видел запись этой постановки: признаюсь, такого сильного потрясения не испытывал, наверное, лет 20. Очень хочу также, чтобы с нашей труппой поработал режиссер из Батуми Андро Енукидзе, с которым орловский зритель тоже познакомится на фестивале «LUDI».

Ждем новой встречи с москвичкой Галиной Зальцман. После спектаклей «Полный вперед!» и «Месяц в деревне» она считает наш театр одним из лучших в России и готова продолжить сотрудничество. Так же рады будем поработать и с режиссером из Днепропетровска Олегом Николаевым. Напомню, он поставил у нас три музыкальных спектакля, в том числе и рок­оперу «Иисус Христос — суперзвезда».

— А правда, что либретто к ней написали вы?

— Так получилось. Олег тогда принес несколько переводов и в каждом его что­то не устраивало. Предложил «подправить» в некоторых местах, а в итоге получился совершенно новый текст.

— Это был ваш первый поэтический опыт?

— Нет, он случился в 12 лет, когда я написал стихотворение «Два солдата» — о единственном уцелевшем после войны дереве в центре Волгограда. Мой опус опубликовала городская газета, после чего израненный осколками тополь был включен в статус охраняемых. Новую жизнь этому тексту подарила Ирина Кирилловна Хрисаниди, сделав из него трогательную песню.

— Вам, коренному волгоградцу, наверное, близка военная тема ?

— Если я и придерживаюсь каких­то табу, то главное из них — абсолютное неприятие цинизма в отношении Победы и победителей. Так же активно не переношу сквернословия. Поэтому не хожу смотреть салюты 9 Мая и 5 августа: не понимаю, как можно после военных песен и минуты молчания завершать два самых значительных для города праздника пьяной бранью и безобразным количеством мусора. В Волгограде тоже всем городом приходят к статуе Родины­матери и тоже устраивают пикники на склонах Мамаева кургана. Но если кто­то после себя оставит здесь хотя бы пластиковый стаканчик, его «уроют» свои же. Это правило свято для всех.

— Эти табу — следствие уроков педагогов Щепкинского училища?

— Прежде всего, семьи, хотя в Москве нас учили не только великие мастера сцены — это были и личности с большой буквы. А самый главный урок на тему нравственности нашей профессии на все времена сформулировал великий Михаил Щепкин: «Театр для актера — храм. Это его святилище! Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».

Последняя фраза начертана на внутреннем фронтоне Щепкинского училища. Согласитесь, лучше о сути нашей профессии не скажешь.

13.04.2018

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет