«Людям нужно верить, что жизнь продолжается»

Как на орловской сцене появилась сочная французская комедия «Однажды в Париже»

Театр «Свободное пространство» показал премьеру спектакля «Однажды в Париже». Пьеса была написана Клодом Манье в 1959 году. Время послевоенного расцвета Европы, фильмы Феллини, рок-н-рольная революция в Британии, оттепель в СССР. И сегодня на сцене орловского театра этот спектакль с буйством сочных красок появился не случайно. За происходящим на сцене наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

Как признается режиссер постановки Вера Анненкова, ее любимый жанр — это спектакли про людей и про любовь, потому что это единственное, что спасает, и ее саму, в том числе, в моменты внутреннего упадничества.

«Сейчас еще такой фон, и думаешь, какого черта, сейчас вдруг взять и запустить французскую комедию, да еще и обозвать арт-перформанс. Для меня пример Евгений Вахтангов, который в самые страшные времена ставил „Принцессу Турандот“. Понимаете, и во время войны пели очень веселые песни, и фильмы снимались не упаднические, а наоборот. Людям нужно верить, что жизнь продолжается, и человек всегда будет хотеть любви, особенно когда остро хочется верить, что все пройдет, что все закончится, и победит любовь не деньги, и не власть. И это единственное, что вытаскивает. Этот спектакль — мой ответ Чемберлену на этот действительно сложный фон», — заявила в интервью Вера Анненкова.

Сюжет пьесы разворачивается вокруг неимущей пары — нищего художника по имени Блэз, имеющего графскую фамилию, и его проворной подруги-манекенщицы. Стремясь поправить собственное финансовое положение, а также своего возлюбленного, красавица Женевьева приводит в исполнение хитроумный план, построенный по большому счету на фиктивном браке Блэза с дочерью её состоятельного любовника.

И вот на сцене разворачивается самый настоящий спектакль в спектакле: актеры играют не только для зрителя, спектакль разыгрывают художник и манекенщица для других героев этой пьесы. «Все женщины безумны, стоит им не отказать один разок, и втянешься в такое...», — говорит со сцены главный герой. И с ним нельзя не согласиться, из зала доносится смех, «браво» и твердое «да!», мол так и есть, это наша жизнь, мы узнаем в этом спектакле самих себя. А это для театра, кстати, самая большая ценность — достучаться до зрителя, показать что-то знакомое, над чем если и не в жизни, то хотя бы на спектакле можно посмеяться.

«Смешить людей — не самое благодарное дело. Ведь не все умеют рассказывать анекдоты. Анекдот — это история, и она должна быть хорошо рассказана. И задача режиссера вопреки своим амбициям идти от артиста, от его природы и помочь ее выявить», — отмечает Анненкова.

И рассмешить действительно удается, чего только стоит игра простушки Мари с ее заворожительным смехом самой настоящей деревенщины. По сюжету есть и обнаженные сцены, но здесь, как точно подметила режиссер, соблюдены все тонкости, все подано со вкусом и элегантностью, и этой пошлости на потребу «а давайте мы сейчас штаны снимем и будем над этим смеяться» — ее нет.

А есть лишь сочные декорации и заводная цирковая музыка, что только придает комичности и абсурдности истории, которую сегодня рассказывают орловскому зрителю.

И теперь то, что произошло «Однажды в Париже» навсегда осталось в сердцах орловского зрителя.

16.05.2023

Автор: Елена Торубарова

Источник: Орловские новости

Купить билет