Мама, дочка, внук

Лариса Леменкова рассказала корреспонденту «Орловской городской газеты», каково это — совмещать творческую профессию с материнством

27 ноября в России отмечается День матери. В преддверии праздника актриса театра «Свободное пространство» Лариса Леменкова рассказала корреспонденту «Орловской городской газеты», каково это — совмещать творческую профессию с материнством, а также ответила на вопрос: существует ли принципиальная разница в восприятии детей и внуков?

Взгляд из-за кулис

— По правде говоря, моя дочь, Наталья, фактически выросла за кулисами! — смеется Лариса. — Мы с мужем начинали свою актерскую карьеру в Орловском театре кукол, и поскольку у нас тогда не было возможности надолго поручать заботы о дочери родственникам, она все время была с нами: и на репетициях, и на гастролях, и во время спектаклей. Доходило даже до смешного — во время показа, при полном зале Наташа могла выйти к нам на сцену, чтобы о чем­то спросить.

Впоследствии, уже в «Свободном пространстве», по доброй театральной традиции Наталья сама выходила на сцену, но повзрослев, актрисой не стала.

— Не могу назвать себя идеальной мамой, уделявшей своему ребенку бездну внимания и времени, но в этом есть и свои плюсы. В частности, Наташа приобрела до сих пор потрясающую меня самостоятельность, — продолжает Лариса. — Она окончила художественный колледж, получила диплом дизайнера. Потом было высшее образование, Наташа стала учителем рисования. Помимо этого, у нее еще есть специальность тракториста­пасечника, и все это она выбрала и реализовала сама. «Мама, я поступила», — вот что я слышала. Сегодня, когда она уже сама стала мамой, я вижу, как приобретенная в детстве самостоятельность идет ей на пользу.

О маленьком внуке Дмитрии Лариса рассказывает с особой теплотой.

— Дима еще совсем маленький, ему всего 2,5 года, и для меня это принципиально новые во многом ощущения, — делится она. — Из меня получилась та бабушка, которая не может не баловать. Подчас доходит до того, что мы спорим с Наташей по этому поводу: ей хочется интенсивно развивать сына, а я ратую за то, чтобы у него в первую очередь было беззаботное и веселое детство, в котором много радости, но минимум обязательств. Они живут не в Орле, и следовательно, я провожу с Димой меньше времени, чем мне хотелось бы, но именно поэтому каждую нашу встречу стараюсь сделать для него праздником.

Дружба на равных

Со стороны может показаться, что насыщенная яркими эмоциями, богатая на стремительные перемены и требующая от взрослых колоссальной самоотдачи театральная жизнь не может не оказать влияние на ребенка. Представляется, что дети служителей театра — это какие­то особенные, исключительные дети, понимающие чуть больше и глубже, чем прочие. Однако Лариса Леменкова говорит, что никогда не замечала какой­то принципиальной разницы между своей дочерью и другими детьми.

— Думаю, это тоже стало возможным в определенной степени благодаря театру, — делится она. — Да, артисты — это люди, даже в самом зрелом возрасте сохраняющие детскую открытость и непосредственность, и когда эта непосредственность пересекается со взрослением ребенка, получается нечто по­настоящему интересное. Даже сегодня мне иногда кажется, что Наташа в чем­то мудрее, рациональнее и взрослее меня, но при этом мы в равной степени обращаемся друг к другу за советом. Она ко мне как к маме, я к ней — как к объективному и честному зрителю. Мы сохранили эту традицию, сложившуюся еще в ее детстве: я обсуждаю с ней роли, спрашиваю ее мнение, и всегда получаю обоснованный и честный ответ.

Лариса подчеркивает, что ей никогда не приходилось сталкиваться с ревностью дочери к своей профессии, не нужно было специально искать баланс между материнством и работой.

— Был период, когда после очень тяжелых и драматичных для нашей семьи событий нам с Наташей пришлось какое­то время жить прямо в театре. У меня до сих пор слезы наворачиваются на глаза, когда я вспоминаю, как моя дочь находила хорошее в том, что мы можем находиться в театре даже ночью, — рассказывает она. — Возможно, секрет в том, что мне никогда не приходилось задумываться, люблю я больше своего ребенка или свою работу. Мой муж тоже был актером, у нас все складывалось очень гармонично, и в паре, и в отношениях с театром. В этой гармонии родилась и росла Наташа, она воспринимала ее как нечто само собой разумеющееся. Конечно, она училась у нас тому, как можно находить и создавать радость самим просто потому, что мы можем это делать! Но в тот период меня очень поддержала именно ее безоговорочная детская вера в то, что все будет хорошо. Я осознала, что сама учусь у своего ребенка, становлюсь лучше, благодаря ей.

О том, что дочь не стала актрисой, Лариса Леменкова не жалеет, но подчеркивает, что театр, даже не став призванием, дал ее дочери максимум возможного.

— Наша совместная театральная жизнь нас по­настоящему сблизила, — говорит она. — С одной стороны, именно она во многом воспитала Наташу самостоятельным, разумным, понимающим себя и свои желания человеком, и как следствие, хорошей мамой для собственного сына. С другой — даже если мы расходимся во мнениях по каким­то вопросам, мы можем на равных обсуждать это как люди, понимающие и принимающие образ мышления и взгляды друг друга. Театр подарил Наташе полезный и незабываемый опыт, он остался в ее жизни как вид искусства, к которому она уже приобщает Диму.

25.11.2022

Автор: Анастасия Извекова

Источник: Орловская городская газета

Фото

Купить билет