Маргарита Рыжикова: «Сцена — это зона любви!»

— Стихи с табуретки в детстве не рассказывала, актрисой стать и не думала, — говорит актриса театра «Свободное пространство», заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова, которая служит на его сцене уже 27 лет.

В этом году Маргарита Рыжикова отмечает свой 50-летний юбилей.

Она признаётся, что до сих пор не понимает, как, собственно, стала актрисой. Нет, Маргарита не хотела быть врачом или учителем, она хотела быть... лесником. Будущая актриса была убеждена, что самое главное в жизни каждого человека — сажать деревья и спасать животных.

Лесником Рита не стала, но эта её вселенская любовь и открытость ко всему живому и делает её актрисой, способной воплощать как самые глубокие и трагичные образы, так и детские, уморительные.

Старшеклассницей она начала ходить в театральный кружок «Синяя птица» в ДК «Дормаш». Признаётся, что так хотела побороть свою природную застенчивость.

— Меня многие считали суровой, замкнутой, — говорит Маргарита. — А я просто была очень уязвимым подростком: мне было тяжело переживать несовершенства мира, меня глубоко ранили человеческая грубость и бесцеремонность. А на сцене я начинала чувствовать себя свободной и защищённой. Для меня театр — это приемлемый мне способ познания жизни. Но, кстати, именно тогда, во времена студийных театральных занятий, я поняла, что актёрская профессия — это никакой не вечный праздник, это непрестанная пахота и самоотдача. Вспоминаю, как спали в перерывах между спектаклями в перевёрнутых столах: прямо в гриме, в костюмах! А в день было по два-три спектакля!

Окончив школу, Маргарита поступила в Орловский институт культуры и искусств на кафедру режиссуры (актёрских курсов тогда не набирали). Со смехом вспоминает, как после защиты диплома получила распределение на работу в парк культуры и отдыха «Ботаника».

— Я совсем не понимала, что я там буду делать! — говорит актриса. — И, несмотря на леденящий ужас и волнение, отправилась показываться в театр «Свободное пространство». Художественный руководитель театра Александр Михайлов в труппу меня принял, но предупредил, что берёт меня для массовок и примерно на год, не больше.

Хрупкой, миниатюрной девочке с большими выразительными глазами главный режиссёр так и сказал: «Смотри, какие у нас актрисы-героини!» Мол, таких не перебьёшь. Маргарита вспоминает, как холодели ноги, когда она шла по коридору к своей гримёрке, как билось сердце, когда встречала таких театральных корифеев, как Марина Соколова, Владислав Трахтенберг...

— Я по жизни — бояка!.. — неожиданно признаётся моя героиня. — Поэтому мне даже здравствуйте страшно сказать было.

Странно слышать от актрисы, которая всегда на виду, что она бояка. Но именно сцена стала для Маргариты тем местом, где она свой страх преодолевала. Она даже сейчас называет сцену «мой магический мир».

Долго в массовках Маргарите Рыжиковой сидеть не пришлось. Сцена — её магический мир — слилась в унисон с богатейшим внутренним миром актрисы, раскрыла свои объятия нашей хрупкой бояке. Забавно вышло, но в спектакль, где Рыжикова сыграла потом главную роль, актриса была введена как безымянный рыбак (та же массовка).

— Это был спектакль «Ундина», — вспоминает Маргарита. — И я исполняла роль рыбака, которому всячески пыталась придумать какие-то оригинальные признаки: то, что это жена рыбака, то нахлобучивала себе смешную кепку, представляя мальчишку. В этом спектакле я прошла все актёрские стадии и в результате сыграла главную героиню — Ундину. Но своей настоящей первой ролью я считала и буду считать роль девочки Ромы в спектакле английского режиссёра Ги Холланда «Власть тьмы».

А ещё Маргарита называет сцену зоной любви. Любовь должна быть между актёром и зрителем, между актёром и его партнёром. Очень важным считает актриса умение выстроить отношения со зрительным залом.

— Актёр — это некий трансформатор, который пропускает драматический материал через себя, транслируя его потом в зал, — говорит Маргарита. — Я очень люблю слушать зал перед началом спектакля. Для меня спектакль начинается, когда в зале никого ещё нет и по сцене идёт уборщица с ведром, когда билетёры шуршат свежими программками, когда зрители только начинают сходиться к парадному входу театра.

Для актёра зрительный зал всегда разный. Это подтвердит вам каждый из них. Наша героиня так и вовсе считает, что успех спектакля наполовину (!) зависит от зрителей.

— Перед началом спектакля я слушаю зал за кулисами и уже разделяю его на некие зоны: здесь школьная группа подростков, которых заинтересовать будет сложно; здесь — люди, которые давно не были в театре и с замиранием сердца ждут третьего звонка. Мы иногда говорим друг другу: «Ох и зал тяжёлый». А иногда (и это полное счастье для актёра) чувствуешь, как твою энергию и посыл ловит восторженный зритель, как понимает каждое твоё дыхание, слово, движение, — говорит актриса.

Слушая Маргариту, зная её роли, сомневаешься: как можно зрителю «не поймать» её энергию? Ведь она, без преувеличения, всенародно любимая актриса в нашем городе! Кажется, её невозможно не любить. Малыши смеются над её медвежатами, зайцами и чертятами, плачут над Маленьким принцем, взрослые замирают от глубоких образов (Моцарт — «Моцарт и Сальери», Эсфирь Львовна — «Мой внук Вениамин», Теута — «Клятвенные девы») и хохочут над уморительными персонажами (Королева Маргарита — «Ивонна — принцесса Бургундская», Попадья — «Художник и Любовь»).

Маргарита признаётся, что жизнь вне театра для неё почти не существует. Она уверена, что творческий человек не может отдыхать никогда: что бы ты ни делал, ты — работаешь.

— Не зря же говорили: «служу на театре», — объясняет актриса. — Вне сцены я хожу, разговариваю, наблюдаю, чувствую... и всё это — моя работа!

Супруг Маргариты — заслуженный артист России, и.о. художественного руководителя театра «Свободное пространство» Валерий Лагоша. Вместе они воспитывают дочь Лизу.

— Хорошо это или плохо, что мы оба актёры? Я не знаю. По-другому не пробовала! В нашей семье есть взаимопонимание, уважение и любовь. Мужу не надо объяснять мою поглощённость профессией — он сам такой же! И это для меня главное, — признаётся Маргарита.

...А меня вдруг озарило в конце нашей беседы: ведь зритель видит всё из зала — и эту чистоту человеческую, и незащищённость, и надмирность... Ведь это только кажется, что актёр изображает кого-то, нет — он всех своих персонажей лепит из себя. Поэтому мы так любим созданные Маргаритой образы — они все наделены обаянием её трогательного внутреннего мира, мира вечного Маленького принца. И сразу становится понятно: этот человек и вправду «что-то понимает». С ней можно поговорить по душам — «об удавах, о джунглях, о звёздах»...

20.12.2017

Автор: Марьяна Мищенко

Источник: Орёл-регион

Купить билет