Марьино поле

Накануне празднования 65-летия Великой Победы в театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Марьино поле» (по произведению современного драматурга Олега Богаева)

Режиссёр спектакля — Александр Михайлов, художник — Иван Шулык, композитор — Стас Курбатский.

Жанр спектакля — народный сказ, соединивший в себе и сказочные интонации, и философские нотки. Сюжет таков: в заброшенной деревне доживают свой век три столетние старухи — Маша Иванова, Серафима Фёдорова (Лариса Леменкова), Прасковья Фёдорова (Татьяна Шмелёва). Мария однажды видит сон, в котором ей является муж, не вернувшийся с войны. Он говорит, что жив, что все они живы и едут домой в поезде, который женщинам необходимо встретить на станции. Женщины отправляются в удивительное путешествие, чтобы встретить своих мужей, всегда считавшихся погибшими на фронтах Великой Отечественной войны, их похоронки у них на руках. А теперь вот они, их благоверные, живыми-невредимыми возвращаются домой.

Сказка? И да, и нет. Ведь говорят же, что человек жив, покуда о нём помнят. Женщины помнят: милые, тёплые, смешные, иногда грустные моменты, помнят своих мужей молодыми и сильными, любящими и строптивыми, полными жизни и счастливых надежд. И всё же это сказка — мудрая, смешная, иногда страшная. Во время своего путешествия женщины встречают Сталина и Гитлера, Жукова и Левитана... В каждой ситуации проявляется определённая черта — народная сила, юмор, вера.

Как в любой сказке есть чудовища — змеи, драконы, циклопы и прочая злая сила, так и в «Марьином поле» есть такие лютые персонажи. Они выписаны автором и режиссёром в стиле жёсткого сарказма. И Гитлер, и Сталин в этом плане не уступают друг другу, они оба — тираны, для которых не существует отдель ной человеческой жизни. Даже смерть сотен и тысяч для них незначительна и неощутима.

Олег Богаев появился в российской драматургии несколько лет назад. Он привлёк внимание к своему творчеству особой интонацией горького народного юмора. Наш народ всегда отличался удивительной способностью шутить и смеяться в самые тяжёлые моменты жизни. И эта черта помогала преодолевать многие, порою немыслимые, трудности.

Спектакль весь пронизан юмором. И даже когда от некоторых сцен мороз по коже (устроенный гитлеровцами пожар в бане, предстоящий расстрел), проходит минута, и непотопляемые и несгораемые бабульки вновь заставляют зрителя улыбнуться: то частушку про Гитлера споют, то поговорочку удачную ввернут. Образы старушек, таких разных по характеру, выписаны с удивительной точностью и узнаваемостью — манеры, походки, словечки, интонации.

Спектакль не отпускает ни на минуту. Музыка, сценография постоянно держат тебя в настроении сопереживания. Художник Иван Шулык придумал красивый образ пролетающего клина: деревянные птицы счастья держат на своих спинах маленькие избушки, луковки церквей — те атрибуты мирной, счастливой жизни, на которые покусилась война...

О чём спектакль? Долгий и полный приключений путь трёх старушек доказывает, что жизнь, вера, надежда и любовь сильнее самой смерти.

Именно Смерть — последний персонаж, который встречается на пути Марии. «Сколько можно ждать?» — возмущается посланница загробного мира. Дескать, и в Первую мировую ждала, и в финскую, и со времён Куликова поля... А Мария ещё сто лет просит у смерти, потому что верит, что дождётся своего Ивана. И Смерть отступает, а спектакль заканчивается на щемящей ноте — под звуки стучащих колёс поезда на заднике сцены появляются одна за другой чёрно-белые фотографии, на которых запечатлены те, кого ждали, кто ушёл на войну.

14.05.2010

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Фото

Купить билет