Актриса орловского театра «Свободное пространство» Мария Дёмина до встречи рисовалась мне существом женственно-знойным, под стать ее героиням
Обожаю ошибаться в людях. В том плане, что порой невольно созданный стереотип дополняется неожиданными чертами или вовсе разбивается в прах. Не имею в виду очарование или разочарование, скорее — приятное удивление, в очередной раз напоминающее о том, что человек всегда больше, чем ты его себе рисуешь, всегда какой-то ещё.
Актриса орловского театра «Свободное пространство» Мария Дёмина до встречи рисовалась мне существом женственно-знойным, под стать ее героиням — обольстительной самке-волчице («Белый Клык») или колдунье («Рыбак и его душа»). В голове крутилось: «Любят женщины военных, а военные — актрис». Именно такой во все времена была мечта гусаров и поэтов — яркой, страстной. А еще этот низковатый голос с бархатной хрипотцой...
Однако характер у Маши оказался более мальчишеский, а голос — вовсе не результат табачных экзекуций. Мария не курит, и это тоже добавляет ей оригинальности.
— Эта хриплость появилась у меня давно, еще в школьные годы, — смеется она, — мама меня первое время даже обнюхивала, думала, что покуриваю.
Детские годы Марии прошли в Ялте. Там и по сей день живет ее сестра, средняя. Старшая со всей семьей перебралась на Орловщину. Последние школьные годы Маши прошли в деревне Рыжково Сосковского района. Некоторые, наверное, запомнили девочку, не умевшую держать лопату. Зато она быстро научилась доить корову. Мама завела сразу двух, а также коз и овец и из горожанки мгновенно превратилась в селянку — энергичную и умелую.
— Темперамент у меня от мамы, а от папы — твердость и спокойствие, — говорит Маша.
— Ну, судя по тому, что на своем недавнем бенефисе ты почти по-голливудски, как на вручении «Оскара», поблагодарила сидящего в зале отца, ты все же папина дочка.
— Для меня папа всегда был и остается образцом настоящего мужчины — мудрого, сильного, справедливого, человека дела. Терпеть не могу болтунов, альфонсов и жадин.
В детстве Мария любила уединяться где-нибудь в горах и сочинять сказочные истории. Разумеется, о любви, о прекрасных принцессах и благородных рыцарях.
— И всегда был хэппи-энд? — спрашиваю.
— Нет, порой всё заканчивалось печально, трагически. Но красиво. Как в сказке. В жизни у меня тоже порой всё складывается сказочно.
В Марииных глазах вспыхивает какой-то колдовской огонек. Ох уж эти очи чёрные! Видел бы ты, дорогой читатель, сколько букетов было подарено бенефициантке поклонниками!
Лично для меня самыми памятными впечатлениями от бенефиса остались испанский танец актрисы и роль вдовы Поповой из чеховского водевильного «Медведя» (спектакль «Доктора!»).
Что говорить, в пластике Мария — настоящая прима.
Еще в детстве она пробовала заниматься балетом и гимнастикой. А когда приехала в Рыжково, создала в школе собственную хореографическую группу, набрав «малявок» из младших классов. Мария старалась сделать хореографический номер сюжетным, эдаким мини-спектаклем.
Ей всегда нравилось экспериментировать. Недавно, например, они вдвоем с актером академического театра им. Тургенева Вадимом Крисюном сами, консультируясь у старших коллег, подготовили спектакль «Он и Она». Это стало первым серьёзным опытом самостоятельного, независимого актёрского творчества. Увы, пробиться к зрителю со своей работой оказалось не так-то просто, необходимо было оплачивать аренду зала, а это, знаете ли, дорогое удовольствие — цена одного вечера равна нескольким месячным актерским зарплатам. Правда, директор тургеневского театра В.Ф. Остащенко пошел навстречу молодым артистам, существенно занизив арендную плату, и они ему очень благодарны за это. Те, кто видел спектакль на малой сцене, говорят, что это довольно любопытная работа.
Из ролей, сыгранных на сцене театра «Свободное пространство», особо хочется выделить две — в спектаклях «Доктора!» и «Вешние воды». В её чеховской героине Поповой интересно переплелись классическая и гротесковая манеры игры. Как всякая по-настоящему красивая женщина Мария Дёмина не боится быть смешной и даже... безобразной. Помните маленькую хищную личинку-скорпионшу из спектакля «Из жизни насекомых»? Кстати, тоже запоминающаяся работа.
Но своего рода прорывом в драматизм стала, конечно, тургеневская Мария Полозова. В ней столько мерцающего в глубине и рвущегося наружу огня, столько жизненной силы! Мария Дёмина и сама полна этого жизнелюбия, она вся — воплощение природных стихий: моря, солнца, ветра. В ней есть некая очаровательная дикость, естественность. Возможно, многое ею играется по наитию, но она умеет осмысливать. И работать — упорно, самоотверженно.
На вопрос, кого бы мечтала сыграть, Мария ответила: «Клеопатру». Сразу всплыла в памяти голливудская красавица Моника Белуччи, сыгравшая эту роль, и подумалось, что наша Мария представляет тот же, южный, итальянский типаж — недаром кто-то однажды поднял тост «за римскую кровь». Однако кровь, по словам Маши, у неё самая что ни есть русская, во всяком случае, в трёх предыдущих поколениях. Дальше в глубины фамильного древа она не заглядывала. В Клеопатре же её привлекает то, что она не только красивая женщина, но смелый и умный политик и просто интересная личность.
Жизненный девиз Марии Дёминой: " Жить, не останавливаясь, не жалея себя«.
— Как только начинаешь себя щадить, экономить, сразу гаснешь, откатываешься назад. Это я поняла давно, когда училась в ОГИИК и даже ещё в школе. Я не боюсь быть «сосулькой в пятом ряду», любая работа — это положительный опыт, любая отдача компенсируется возвращением энергии и сил.
Кстати, на счёт работы у Марии однажды случился забавный курьёз. Несколько лет назад она играла в спектакле «Невероятный сеанс» горничную Эдиту, которая то и дело выбегала на сцену и с маниакальным рвением начинала подметать. Маленькая такая комичная роль в стиле «кушать подано». Спектакль смотрел девятилетний Машин племянник. Вечером дома взрослые его спросили:
— Ну как Маша?
— Она там на сцене подметает, — отмахнулся юный театрал.
Подметать на сцене тоже, конечно, кому-то нужно, но у Марии иная роль — блистать, волновать, восхищать.
11.06.2005
Автор: Анжела Сазонова
Источник: Орловская правда