Светить всегда!

На страницах газеты «Орловский вестник» о спектакле «ЗВЕЗДЫ НА УТРЕННЕМ НЕБЕ»

На театральном небе Орла зажигаются новые звезды. Или пока только звездочки. Не будем спорить о размерах небесных тел, главное — чтобы сияли и чтобы свет этот достигал цели.
До самой сути
На первый взгляд пьеса Александра Галина «Звезды на утреннем небе» для студенческого дипломного спектакля вряд ли подходит. Она повествует о девушках с «пониженной социальной ответственностью», которые собрались в одном месте благодаря «зачистке» Москвы в канун Олимпиады-80. И герои неоднозначные, и темы поднимаются такие, что человека с жизненным опытом легко могут обескуражить, и монологи прописаны — пробирающие до самого сердца. Тем интереснее!
Да и речь идет о работе актерского курса Орловского государственного института культуры, который постигает азы мастерства под руководством профессора, заслуженного деятеля искусств России, худрука театра «Свободное пространство» Александра Михайлова. Вуз и театр, объединившие свои усилия в подготовке молодых актеров, планку подняли так высоко, что в сердцах преданных поклонников искусства одно их упоминание рождает нечто сродни священному трепету и восторженному предвосхищению.
Безусловно, какой-нибудь NN, прикинувшись по случаю искушенным знатоком и хроническим критиком, скажет: «Талантливые ребята, но им еще расти и расти!». Да ничего подобного. Спектакль получился. Он родился, объединив гены, заложенные в постановку режиссером Александром Михайловым, художником Марией Михайловой, балетмейстером Светланой Щекотихиной и всеми без исключения педагогами и актерами.
Опыт, искренность, маниакальная старательность, наивность, героическое самообладание, мудрые советы, радость от первых достижений, глубокое чувство материала, смелость отстаивать собственную точку зрения — вот что стало ингредиентами гремучей смеси постановки, впитавшей лучшие традиции русского психологического театра.
Вообще, спектакль чем-то похож на старую жесткую мочалку. Проведешь такой по телу — больно, даже немного неприятно, а потом — кожа горит и такое ощущение чистоты, будто заново родился. А ведь в профессиональном плане это действительно рождение. Лилия Красова, Анастасия Халуева, Надежда Староверова, Виктория Ротарь, Анастасия Ребракова, Лидия Ефанова, Ангелина Чернолихова, Дмитрий Крыхтин, Сергей Степанов, Евгения Вишнякова, Александр Аксиненко — такие разные, такие азартные, такие счастливые. Кто-то подхватил вирус театра нежданно-негаданно, кто-то претендует на звание продолжателя семейных традиций.
Неважно даже, будут ли ребята в конце концов сниматься в кино и выходить на сцены театров. Главное, у них есть будущее — потому что природа подарила талант, потому что могут слышать хорошие советы, потому что за свои студенческие годы привыкли много трудиться. Верный старт.
Кто знает, может, Надежда Староверова (Анна) будет вспоминать, как первой серьезной ролью юной актрисы стала сраженная обстоятельствами женщина, почти старуха, а Виктория Ротарь и Анастасия Ребракова — как пришлось на время позабыть все, чему учили на занятиях по сценречи, чтобы щеголять южнорусским говором... Оставим это для мемуаров потенциальных народных артистов.
Разбор полетов
Все студенты достойно сыграли свои роли в прямом смысле этого слова.
Чего стоила «люфт-эквилибристка» Лора, окружившая себя ореолом мечты, словно шлейфом дешевых духов. Как умело она мимикрирует под обстоятельства, пользуясь природным обаянием, воображением и специфическим опытом... Ее поведение и образ можно назвать легкими, а вот жизнь так не назовешь. Виктория Ротарь проводит героиню, обозначившую в самом начале себе роль циркачки-комедиантки, до самых трагических глубин. Ее отказ от «шансика» стал сродни подвигу. Это ли не движение души!
Души... которой, кажется, вовсе нет у хозяйки барака и строгой распорядительницы всем и вся Валентины (Евгения Вишнякова). Внутри у нее вместо сердца серый камень и много-много горя и обид. Откуда мог взяться такой тяжелый взгляд у начинающей актрисы, показавшей поистине героическую борьбу героини со своими чувствами, обстоятельствами, миром...
Клара (Лидия Ефанова) в противовес и в то же время в подражание Валентине старается сохранить свою привычную систему и распределение социальных ролей. У этой «девушки с кувалдой» есть прием против любого лома.
В спектакле каждый старается указать феям ночи на их место. Все героини «помечены». У Марии (Анастасия Халуева) в отличие от многих есть не только черная метка судьбы, но и знак негаданной любви. Да вот только в предлагаемых обстоятельствах это делает существование невыносимым. Такая хрупкая, такая несчастная, отгородившаяся ото всего хорошего из-за вечного непроходящего страха... Одна большая незаживающая рана. Психологические и духовные муки героини буквально объединяются с физическими страданиями.
Как там говорят, перемелется — мука будет... Большой вопрос.
Я вышел на подмостки
Живым, пульсирующим чудом спектакля, позволяющим крови циркулировать в теле постановки, стала Анна. Надежда Староверова сыграла судьбу и характер. От уморительного похмельного бреда актриса переходила к таким высоким нотам человеческого существования, что на юном лице будто действительно временами проглядывали морщины, в волосах серебрилась седина, голос становился хриплым.
Она ни разу не отступила от своей искренней доброй роли и не оступилась в профессиональном плане. Как точно были поставлены руки, жесты, взгляды! Какое просветление наступало от приятно согревающей организм очередной заслуженной рюмочки. Какая грусть охватывала от осознания потерянной, растраченной жизни, и сколько сил было направлено на борьбу за спасение чужого счастья. Героиня уже подвела черту под собственной историей. Просто, без лишнего трагизма: «У меня все было, что всем положено. Во всем сама виновата». Но, очутившись на дне, она с такой надеждой и верой защищает Бога, что слова эти становятся самым верным доказательством его существования.
Отчего-то вспомнился паж из «Золушки». Надежда Староверова еще только учится, но волшебство работы актера над собой ей уже становится подвластным. Ее Анна стала совестью, проблесками добра в хмельной пелене тумана нашего мира.
«Женский коллектив сколачивается», но и мужская партия в постановке не слабее. Гений — через-дефис — сумасшедший Александр (Дмитрий Крыхтин) как нежный цветок, окруженный ночными бабочками. Он рад поделиться с ними нектаром души — абсолютно прозрачной и невесомой. Вот только явно не из этого мира растение, случайно проросшее на камнях...
Каждый персонаж постановки словно разрывается. Разум-чувства, мечта-реальность, любовь-система, человек-система, свобода-система, система, система, система... Любое проявление воли разбивается о неприступную стену. Ни у кого нет якоря, всех куда-то несет, бросает о скалы условностей, устоев, обязательств...
Более всего этого смятения отмерено Николаю (Александр Аксиненко). Ведь, по правде, хоть какой-то выбор только у слуги закона и есть... Но он лишь приумножает муки, смущенность, непонимание человека, вроде бы наделенного властью. Просвечивает во взгляде юноши едва уловимое выражение, которым так пленял молодой Александр Абдулов...
Александр Аксиненко и Анастасия Халуева воплотили в спектакле особый род страсти. Эта страсть людей, рано опаленных пошлостью и низостью, не испытавших первой детской любви, которые теперь не знают, что делать с чувствами, извращенными несправедливостью.
Мгновенье, ты прекрасно!
Режиссер-педагог провел своих подопечных через воду и медные трубы. Он бы и через огонь, наверное, провел. Очевидно, помешала «пожарница»-Валентина. И жизнь, и слезы, и любовь, и страсть, и надежды лавиной обрушились на героев и зрителей. Но какая все-таки жажда надеяться и верить завершает спектакль, в котором жизнь представлялась не иначе как пустой бутылкой.
«Негромкая» премьера стала событием. Пускай не расскажут о ней на телеканале «Культура», не возьмут на престижные фестивали, да и показано на сцене спектаклей всего ничего. Просто когда актеры вышли на поклон, в душе родилось неповторимое, бесценное, щемящее ощущение чего-то настоящего, значимого. Взволнованные, немного растерянные, оказавшись наедине с залом без спасительной маски роли, они искренне были удивлены грому аплодисментов. Лелеемая в глубине души неожиданная «ожидаемость» успеха подарила такую искреннюю радость, что на глазах ребят выступили слезы.
Чего греха таить, на сердце у зрителей от этой самой талантливой и несрежиссированной мизансцены стало так светло и приятно, что тоже захотелось плакать — конечно, от счастья быть свидетелями большой радости чьей-то жизни. Мы увидим, а они сыграют еще много спектаклей, но такой миг признания и признательности уже не повторится.
— Близкие — это кто?
— Те, кто недалеко.
Фото Олеси СУРОВЫХ («Пять звезд. Орел»)

18.04.2017

Автор: Ольга Сударикова

Источник: Орловский вестник

Купить билет