Первый всероссийский театральный фестиваль «Месяц в деревне» пройдет в декабре на сцене «Свободного пространства»
Помнится, в то недолгое время, когда советником губернатора по культуре был столичный режиссер Юрий Грымов, он обещал провести в Орле целый культурный форум, приуроченный к юбилею И.С. Тургенева. Название он тоже озвучивал: «Месяц в деревне». Кого-то это немножко обижало – мол, с чего бы это Орел – деревня? Кто-то видел иронию, а кто-то просто пожимал плечами – ну, Тургенев все же… Так или иначе советник пост покинул, а вместе с ним ушла и идея культурного форума. Но свято место пусто не бывает. И в ноябре в городе появились афиши, анонсирующие театральный фестиваль с уже знакомым названием – «Месяц в деревне».
При чем здесь Тургенев?
Первый всероссийский театральный фестиваль «Месяц в деревне» пройдет в декабре на сцене «Свободного пространства». Как говорится в пресс-релизе, проведение его инициировано Министерством культуры России и является «первым за последние годы театральным мероприятием федерального масштаба, которое приурочено к 200-летию И.С. Тургенева». В афише четыре постановки: спектакль-урок по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» «Юная любовь в пяти театральных измерениях» (12+, театр «Модерн»), городской мюзикл «Маяковский» (16+, «Театр луны»), рок-опера «Юнона и Авось» (12+, «Театр Алексея Рыбникова») и танцевально-пластическая фантазия «Фокстрот 12 стульев» (12+, театр «Свободное пространство»). Обо всем этом и кое о чем еще на пресс-конференции, прошедшей на минувшей неделе, рассказали организаторы и участники культурного события. В числе первых – автономная некоммерческая организация «Музыкальное сердце театра», реализующая этот фестиваль-проект в рамках гранта, полученного от Минкультуры.
– Когда мы получили подтверждение от министерства о том, что это мероприятие попало в план и его возможно будет реализовать, у нас были сомнения, сможем ли найти понимание и подобрать партнеров в регионе, на которых сможем опереться. Произошло чудо. Мы благодарны театру «Свободное пространство» за прием и поддержку и с нетерпением ждем момента, когда сможем представить на этой сцене те проекты, которые привезем из Москвы, – рассказал Дмитрий Калантаров, генеральный директор АНО «Музыкальное сердце театра».
Если взглянуть на афишу, кажется, что фестивальные спектакли с Тургеневым вовсе не связаны. По словам Дмитрия, выбор постановок тем не менее не случаен:
– Первоначально нам показалось логично, что в фестивале, посвященном Тургеневу, должны принимать участие спектакли, так или иначе связанные с его творчеством. Но, проведя небольшой мозговой штурм с коллегами, мы поняли, что такое решение слишком прямолинейное и простое. И решили познакомить орловских зрителей с постановками, которые в первую очередь связаны с темой любви (а она присутствовала практически во всех произведениях Ивана Сергеевича). Кроме того, мы решили представить спектакли, которые делаются на стыке жанров, синтезируя различные исполнительские искусства, и те проекты, которые несут образовательно-просветительскую функцию.
От Шекспира до Маяковского
В некотором смысле именно просветительским можно считать инновационный спектакль «Юная любовь в пяти театральных измерениях» по великой трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссер-постановщик – Светлана Горшкова). Собственно, жанр его так и определен – спектакль-урок. Главное, что зритель сможет узнать на таком уроке, – история мирового театра.
Пять сцен спектакля демонстрируют пять основных театральных школ, возникших в свое время в разных частях света: греческий театр Диониса, японский кабуки, итальянский дель-арте, российский театр, основанный на системе Станиславского, германский театр Брехта. Шестая же сцена делает реверанс в сторону автора бессмертной пьесы – представляет образец постановки шекспировского театра «Глобус».
– В спектакле принимают участие и артисты-профессионалы, и юные актеры. Все переодевания и перевоплощения будут происходить на сцене буквально в режиме нон-стоп, в момент действия, что непросто для артистов, но они прекрасно справляются. В спектакле, помимо прочего, очень сильно звучит антивоенный пафос и протест против суицида, – рассказывает режиссер-постановщик «Юной любви» Светлана Горшкова.
Городской мюзикл «Маяковский» режиссера-постановщика Александра Рыхлова – работа совсем иная и, судя по всему, интереснейшая. Спектакль задумывался и создавался к 125-летию Владимира Маяковского – еще одной юбилейной дате, которую в этом году отмечает весь литературный мир. И стал авторской попыткой переосмыслить его идеи и жизнь с учетом опыта всего XX века, а также понять, какой он, Маяковский нашего времени. Хотя в этом спектакле не так много собственно песенных номеров, тем не менее, это именно мюзикл. Как подчеркивают авторы, определение жанра вполне логично, ведь звуковое пространство, в котором существует эта оригинальная постановка, неразрывно, оно как бы обволакивает сцену, артистов, зрителей, погружая в атмосферу спектакля. «Даже драматические сцены, которые есть в «Маяковском», – музыкальные», – рассказывает режиссер.
Большинство текстов, звучащих в постановке, не вымышленные диалоги, они действительно принадлежат Маяковскому, Лиле Брик, Хлебникову, Северянину, – словом всем реальным личностям, ставшими персонажами, но не потерявшими лишь им присущих черт. На сцене будут звучать и живые инструменты: кахон, акустическая гитара и баян.
– В феврале отмечалась еще одна знаменательная для Серебряного века русской поэзии дата – 100-летие знаменитой поэтической дуэли Маяковского и Северянина в Политехе. Такое событие мы пропустить не смогли и в целях промоушена премьерного спектакля организовали батл между современными поэтами и рэп-исполнителями прямо в метро – на станции «Маяковская», – рассказывает режиссер Александр Рыхлов.
Теперь с тем, что так активно и креативно рекламировали в Москве, сможет познакомиться и орловский зритель.
Рок-опера и «Фокстрот»
Кстати, Александр представит на фестивале и еще одну свою работу – самую известную, пожалуй, российскую рок-оперу «Юнона и Авось», написанную Алексеем Рыбниковым. Конкретно эта постановка орловской публике известна не понаслышке – спектакль не раз гастролировал в наших пенатах. Но на настоящей театральной площадке будет сыгран в этом году впервые.
– Я взял этот материал в 2009-м. И спектакль с самых первых дней проходит с неизменными аншлагами, – рассказывает режиссер.
По словам создателей постановки, полная авторская версия Алексея Рыбникова является серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и признана возвратить изначальную идею авторов. В чем она? Зрители смогут сделать выводы сами, посмотрев рок-оперу с мировым именем на орловской сцене.
Наконец, орловскую танцевально-пластическую фантазию «Фокстрот 12 стульев» наверняка многие уже успели и посмотреть, и полюбить. Невероятные приключения обаятельного великого комбинатора Остапа Бендера и предводителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова (Кисы) в исполнении талантливых артистов «Свободного пространства», сумевших не только драматически, но и пластически передать эмоции, характеры и жизненные перипетии своих героев, уже с премьерного спектакля покорили сердца зрителей. Эта искрометная, задорная, веселая и озорная постановка режиссера-балетмейстера Олега Николаева – прекрасный мажорный аккорд, завершающий театральную тетралогию фестиваля. Но не сам фестиваль. И если у кого-то до сих пор остался вопрос, при чем здесь Тургенев, сейчас ответ вы точно услышите.
Читайте классика
Финальным сюрпризом «Месяца в деревне» станет мероприятие, уж точно связанное с именем нашего великого земляка. 17 декабря на площадке библиотеки им. И.А. Бунина пройдет Всероссийский конкурс чтецов по произведениям Ивана Тургенева. Председателем жюри конкурса станет известный актер, заслуженный артист РФ Олег Марусев:
– Я приглашаю 17 декабря прийти всех желающих и послушать людей, которые не за деньги, не профессионально, а в силу веления сердца занимаются творчеством и будут, возможно, нас знакомить с тем Тургеневым, которого они понимают. Приходите послушать и своих земляков, и тех, кто приедет для участия в конкурсе чтецов из других российских регионов. Во многом именно эти люди сделали фестиваль своей энергией и желанием говорить неповторимыми словами, которые писал Тургенев.
29.11.2018
Автор: Ольга Захарова
Источник: Орловский вестник