Недавнюю премьеру Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство» под руководством Александра Михайлова никак не назовешь рядовой
По многим причинам, речь о которых впереди. В конце марта на «Бойню» Славомира Мроже-ка приехал целый международный десант, в том числе и официальные лица. После просмотра спектакля в театре прошла конференция, посвященная драматургии польского классика (Мрожек был приглашен на премьеру, но приехать, к сожалению, не смог). «ЭС» попросила Сергея МАРГУЛИСА рассказать о своих впечатлениях
— Предыстория проекта такова. Некоторое время назад в Орле появился польский бизнесмен, строящий в городе предприятие «Биотон Восток» по производству лекарственных препаратов. Он оказался не только бизнесменом, но и меценатом. Он предложил театру «Свободное пространство» свою кандидатуру не только в качестве спонсора, но и продюсера будущего спектакля. Им были предложены конкретное название — «Бойня» Славомира Мрожека и конкретная постановочная бригада, прибывшая в Орел из Польши, — режиссер Гжегож Мрувчиньски, художник Марианн Иванович, композитор Збигнев Вишневски. Напомним читателю, что «Бойня» — это радиопьеса,
Режиссер присягает на верность псевдоусловному театру, когда не нужны психологические мотивировки внутреннего поведения персонажа, когда нет необходимости выстраивать внутреннюю логику действия. И как сам Гжегож Мрувчиньски признался на обсуждении, он пользовался «пунктирной режиссурой». Действительно, он выделяет для каждого персонажа в спектакле узловые точки. И персонаж движется от одной точки к другой более менее точно. Первый — репортажный, почти телевизионный план очень мощно срабатывает. Режиссер ставит спектакль о таланте и жлобстве, хотя пьеса, конечно, глубже и не совсем об этом.
Кстати, о таланте главного-героя судить сложно: вдохновленный самим Паганини, скрипач играет музыку самого Паганини под фонограмму. Но можно смело говорить о таланте исполнителя — артиста Дмитрия Зайцева. У него есть замечательные простодушие и наивность. Эти качества важны в трактовке образа. И .в те моменты, когда режиссер дает актеру внятные задачи, — Зайцев становится интересным, даже неожиданным. Если же говорить о достоинствах «Бойни» — у нее есть темп и энергия, она выверена и сделана по хрестоматийным законам, как нужно играть абсурдистскую пьесу. Надо играть парадоксально. Сегодняшний зритель «Свободного пространства» легко считывает этот парадоксальный язык.
Пьеса написана в 1973 году. У нас когда-то ее пытались играть и разных городах, в небольших студиях, но заметных постановок в крупных, известных коллективах нашей страны не было. Поэтому спектакль театра «Свободное пространство» вполне можно считать российской премьерой этой пьесы.
Как часто случается с драматургией театра абсурда, — тексты, когда-то казавшиеся странными, сложными по стилистике и языку, — нынче воспринимаются чуть ли ни как актуальные репортажи. Так произошло и с «Бойней». Сама пьеса распадается на две части. Первая, почти бытовая, рассказывает о том, как главный герой — юный скрипач влюбился в соседку-флейтистку. Но мама скрипача непрерывно подслушивает под дверью, как идут музыкальные занятия, и, застав сына с возлюбленной, оказывается категорически против этого союза и вообще против взросления мальчика. В результате конфликта с девушкой, мама ее-изгоняет, и оставшийся одиноким герой, лишенный возможности реализовать себя, свои нарождающиеся чувства, начинает предаваться фантазиям. В его комнате оживает бюст Паганини, и великий композитор наделяет юного скрипача даром гениального музыканта. На этом завершается первая часть пьесы.
Вторая часть — замечательный концерт скрипача в зале Филармонии, посвященный юбилею города, в котором живут персонажи пьесы Мрожека. Во время концерта на сцену врывается Мясник, и постепенно зал Филармонии превращается в показательную бойню. Все герои, и, прежде всего, молодой скрипач, находят себя в разделывании туш. Все помыслы, искушения героя полно-стью реализуются в кровавой расправе, жертвой которой он в конце концов становится. Надо сказать, что этот сюжет причудливо накладывался на конкретную историю, произошедшую в Орле, когда зал городской Филармонии был приватизирован, и здание стали использовать в совершенно ином качестве.
Главной задачей постановщика было превращение Филармонии в бойню. Он выстроил достаточно динамичное действо, ясное, плакатное, сильно воздействующее на публику своей похожестью на современные реалии, своей узнаваемостью. Режиссер перенес действие в зал театра (он и становится той Филармонией, где происходят события пьесы). Персонажи взывают к публике. А среди публики находятся подсадные студийцы, которые свистят, неистовствуют, топают ногами, кричат, устраивают оргию. Стоит сказать о том, что режиссер, заботясь о динамике действия, сократил пьесу почти наполовину. Спектакль получился публицистическим. Правда, именно такая форма энергичного, эффектного зрелища, почти политического шоу, несколько затушевывает главную мысль, философию Мрожека, считавшего, что причиной всех катаклизмов, всех переворотов и всех абсурдных ситуаций, является сам человек, который в какой-то момент пошел на компромисс со своей совестью. У Мрожека, в отличие от Ионеско и Беккета, абсурд ситуации всегда коренится в конкретных человеческих поступках, человеческих отношениях. Абсурд навязан маленькому человеку. Если вспомнить другую пьесу Мрожека — «Кароль», то ее главное событие -не тотальный отстрел, а тот факт, что жертва добровольно становится стукачом. В «Стриптизе» — дело не в непонятной политической ли, мистической ли силе, уродующей, раздевающей главных героев, а в том, что герои пытаются заигрывать с этой силой. Если говорить о «Бойне», то все последующие катастрофические события происходят оттого, что одна конкретная мама совершила безнравственный поступок. Из изначальной бытовой безнравственности вырастает безнравственность глобальная. Но эта мысль, видимо, постановщика не слишком волновала. А волновала его сама чудовищность ситуации. Режиссер достойно и вообще принимает «Бойню» очень хорошо. Так что спектакль вполне можно назвать успешным.
Теперь о конференции, посвященной творчеству Славомира Мрожека. Она была организована Польским посольством в Российской Федерации и Польским Культурным Центром. Присутствовали директор Центра, доктор Хероним Граля, заведующая отделом культуры и науки Посольства Польши Малгожата Шняк, заведующий отделом дипломатического Протокола Посольства Анджей Мойковский, представители института Адама Мицкевича в Варшаве, переводчик Ксения Старосельская. На конференции говорили о проблемах постановки пьес Мрожека, в частности, о том, насколько может быть применима к ним система Станиславского. Встреча прошла тепло. Зал, как на спектакле, так и на конференции, был полон, присутствовала интеллигенция города, педагоги Орловских гуманитарных факультетов. Было много журналистов, задававших порой очень острые вопросы.
Нельзя не отметить, что театр вполне оправдывает свое название «Свободное пространство». Вспомним «итальянский сезон», когда в театре шли пьесы по итальянской драматургии, и артисты вместе с режиссером осваивали достаточно сложную эстетику. Театр давным-давно преодолел так называемую «тюзятину». Это команда, которую много лет воспитывает художественный руководитель «Свободного пространства» Александр Михайлов, время от времени пополняя труппу своими учениками — выпускниками Студии при театре, курса Института культуры.
03.04.2006
Источник: Экран и сцена