«Над кем стряслось, над тем и сбылось»: орловскому зрителю показали мюзикл «Яга»

В театре «Свободное пространство» состоялись премьерные показы мюзикла московского режиссёра Дарьи Борисовой «Яга»

Постановка была заявлена как грандиозный проект и, по признанию зрителей, оправдала этот статус.

Уже из названия и выбранного автором жанра понятно, что произведение на стыке двух культур — народной и светской. Ещё не заходя в зал, зритель мог почувствовать это смешение: в фойе и вестибюле звучали народные мотивы в современной аранжировке и отечественный фолк-рок. Поразила техническая составляющая постановки: занавесом послужил интерактивный экран, на который был выведен рисунок с афиши. Декорации вкупе с освещением также были организованы на высоком уровне: поворотный круг сцены не изобиловал предметами, однако прекрасно менял места действия, а софиты подчёркивали настроение.

Музыка, написанная композитором и артистом театра Андреем Григорьевым, передавала русский народный колорит, не лишая мюзикл присущего ему пафоса и светскости. Национальные мотивы, несмотря на современное звучание, сохранили свою самобытность.

Сюжет произведения также тесно связан с фольклором и основан на авторском видении «становления» Бабы Яги. В мюзикле автор отходит от классического представления о персонаже. Героиня — не старуха, живущая в избушке на курьих ножках, а молодая девушка — человек, от которого отвернулось общество. На любом празднике она всегда лишняя. Всё в ней не так: одинокая хромоножка, живущая в старой, разваливающейся мельнице. Однако, как это обычно бывает, за таким непривлекательным образом скрывается тонкая, сочувствующая натура: Яга никогда не откажет слабому, например, поможет нуждающейся старушке отнести тяжëлый мешок муки, который сама же и отдала.

Однажды, в очередной раз осмеянная на праздновании Ивана Купала, девушка встречается с героем-трикстером — птицей Гамаюном, которая приводит её во владения Мары — божества, следящего за людьми из своего царства. Разглядев в Яге нравственно чистую натуру, она не только излечивает её хромоту, но и вручает ей магические дары — амулет, призывающий двух волшебных помощников, которые помогают ей в трудную минуту, и яблочко на блюдечке, показывающее то, что хочет его владелец. С этих пор дела у героини идут в гору: старая мельница отстроена по высшему разряду, мужчины поражаются недюжинной силе героини, а женщины приходят к ней для гаданий и лечения детей.

Слух о «новой» Яге доходит и до княжны Забавы — несчастной девушки, ещё не нашедшей свою любовь. Она тоже решает обратиться к ней за помощью. На вопрос о замужестве дочери правителя заколдованное яблочко отвечает жутким видением. Забава, отказываясь верить в такую судьбу, в гневе покидает дом Яги.

В это время князь, её отец занят обрядом — вместе со свитой, он возлагает дары к тотему Велеса. Правитель решился на такие меры, чтобы наладить торговлю с соседними землями и уберечь княжество от упадка. Внезапно из толпы появляется старец, который оказался тем самым божеством, к которому обращались люди. С этого момент жизнь всего княжества кардинально изменяется...

Обращаясь к тысячелетнему славянскому фольклору, автор как бы создаёт собственную версию появления популярного героя сказок, а значит, и свою сказку, причём делает это канонично: в произведении присутствуют и волшебные предметы, и мотив трудной задачи, и характерные герои, и борьба добра со злом.

«Свободное пространство» приглашает орловцев на показы мюзикла «Яга» (16+) и в октябре. Следите за новостями на сайте театра и в социальных сетях.

27.09.2023

Автор: Матвей Бритвин

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет