«Клятвенные девы» потрясли орловскую публику
О любви и ненависти — так очень кратко можно охарактеризовать новый спектакль «Клятвенные девы» в постановке Владимира Ветрогонова театра «Свободное пространство».
С одной стороны, этим сказано все. С другой — ничего. Только попав в круговорот истории, произошедшей в вымышленном албанском городке, где наши современницы в силу обычаев вынуждены жить по законам доосманской империи, приближаешься к пониманию этих двух великих состояний: ненависти и любви.
Единственный герой этого спектакля, созданного по пьесе драматурга Олега Михайлова, семья. Странная, с нашей точки зрения, семья. В патриархальной Албании до сих пор существует древний обычай, согласно которому в семье обязательно должен быть мужчина — ее глава. А если так случается, что мужчина погибает или умирает, одна из старших дочерей должна принести клятву и взять на себя обязанности мужчины.
Нет, это не русский вариант: «Есть женщины в русских селеньях...Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это албанский спрут, который понуждает женщину стать мужчиной, как правило, поневоле, вопреки природе.
И опять вы ошиблись, если вдруг провели параллель с людьми нетрадиционной ориентации — это здесь не при чем. Тут суровый закон, за нарушение которого может погибнуть вся семья. А потому все как в кодексе: клятва, обязательства, ограничения и самоограничения.
Девушки, принесшие клятву, получают мужское имя. Носят только мужскую одежду, коротко стригут волосы, а главное — наследуют имущество семьи и имеют право голоса. Они обязаны хранить традиции, заботиться об остальных членах семьи и защищать их. Таких женщин называют «бурнеша», буквально: он-она. Вот о такой семье, возглавляемой бурнешей, и идет речь в спектакле.
Компьютеры, мобильники, продвинутые американцы в городе — жизнь идет вперед, но не для пожилого бурнеши дяди Кеки, на попечении которого вся семья — четыре несчастных женщины, две из которых — инвалидки, и слабоумный парень. Вся надежда — на невестку, которая должна родить мальчика, главу семьи и наследника.
История каждой из женщин горька. Беременная Эдона потеряла мужа и была изнасилована солдатами, когда по совету Кеки муж Эдоны отправился покупать оружие. С тех пор она не произнесла ни слова. Теута по вине Кеки лишилась сына, а ее дочь с тех пор в инвалидной коляске...
Жесткая история о людях, которые покорно следуя бесчеловечным обычаям, делают жизнь друг друга невыносимой. Страшная история, потому что оказывается невозможным разорвать порочный круг...
— Сошлось все: и насыщенная, плотно простроенная драматургия Олега Михайлова, и жесткий, я бы даже сказала, зубодробительный сюжет, и замечательное умение режиссера — рассказывать истории, — делится впечатлением орловчанка Зоя Дякина. — Второй раз за минувший и начавшийся театральные сезоны (только второй раз!) на орловской сцене я вижу законченную историю, раскрытую ясным, понятным языком режиссуры. Наконец-то — не шахматы и обломки, не вытащенная из мусорки палитра, которую пытаются (увы, небезуспешно) выдать за шедевр — наконец-то, законченная картина. Наконец-то — спектакль. Наконец-то — катарсис, то, ради чего и нужен театр!
19.11.2016
Автор: Елена Годлевская
Источник: Московский комсомолец