Не черновик, а готовый спектакль: в орловском театре «Свободное пространство» поставили Бомарше

15 марта театр «Свободное пространство» пригласил зрителя на новый спектакль — «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке калужского режиссёра Александра Плетнёва

Это была не официальная премьера спектакля, а только генеральный прогон. Однако режиссёр перед показом сразу оговорился: «Это не открытая репетиция, потому что вы, зрители, пришли. Если есть действо на сцене и люди в зале — это уже театр». И пообещал — править помарки и накладки не будем. Иначе говоря, играть актёрам пришлось набело. Сказано — сделано.

Вообще всё, что обещал на пресс-конференции для орловских СМИ, Плетнёв честно выполнил.

«Какие мужчины, такие и женщины». Эта фраза из монолога Марселины, по мнению режиссёра, является квинтэссенцией размышлений Пьера Бомарше в «Женитьбе...» по поводу противостояния мужской и женской психологий. И с этим сложно не согласиться.

На этом противостоянии построен и весь спектакль. Признаться, тема в пьесе затронута весьма щекотливая — супружеская верность. Скатиться до пошлости при визуальном её воплощении на сцене довольно просто. Однако все ситуации, обыгранные актерами, к слову сказать, очень аккуратно и в то же время живо, не переходят эту черту, принося зрителю ощущение тонкой комедии, выверенной режиссёром до мелочей.

В спектакле заняты 13 актёров театра, и неоднократно наступают моменты, когда на сцену они выведены полным составом. Что удивительно — зритель успевает оценить игру и характер каждого. В этом спектакле, а InfoOrel.ru находит это большим успехом режиссёра, мы слышим индивидуальные голоса абсолютно всех персонажей пьесы, несмотря на то и дело возникающее «слишком громкое эхо», а также коллективное пение.

Безусловной находкой постановки является работа Эли Невинной — мастера, облачившего героев Бомарше в наряды и создавшего декорации к спектаклю. Художник замечательно «поиграла» с эпохой, когда создавала костюмы. Более невинного и одновременно откровенного свадебного наряда, чем в спектакле, для изворотливой и в то же время милой Сюзанны даже сложно себе представить. В одной из сцен в спектакле подъюбник графини сам является символичной декорацией к действию, олицетворяя своего рода «Секрет Полишинеля».

Основная же декорация — это сад-лабиринт, в котором можно и, вместе с тем, довольно непросто укрыться от постороннего взгляда. Здесь-то и плетутся интриги, разыгрываются невинные шутки. В общем-то, в состоянии игры находятся все персонажи пьесы. На сцене всё время происходит двойная игра: во-первых, артисты играют персонажей, во-вторых, сами эти персонажи погружены в игру — то в «войнушку» (как Керубино), то в «суд» над Фигаро, не выполнившим перед Марселиной обязательства, то в «прятки» в саду. Кроме того, есть и такой приём, как метаигра: посреди действия несколько героев вдруг выходят к зрителям и рассказывают о том, как будет выстроена их последующая линия поведения.

Открытая репетиция удалась, настроение спектакля совпало с настроением пришедшего на премьеру зрителя. Зал в «Свободном пространстве» был как никогда единодушен, эмоционально откликаясь на каждую режиссёрскую находку. Два с половиной часа действия смотрелись на одном дыхании, с взрывами искреннего смеха, и, несмотря на то, что текст Пьера Бомарше — образец классической литературы, известный каждому, интрига ни на минуту зрителя не покидала.

Премьерные показы спектакля «Безумный день, или женитьба Фигаро» можно посетить 16, 17, 27 марта, а также 14, 21, 29 апреля.

На втором этаже театра сейчас открыта выставка Эли Невинной. В ряду замечательных работ (рисунков, эскизов к костюмам в разных спектаклях, керамических фигурок) особое место занимает оригинальная интерпретация «Репки», русской народной сказки, прочитанной художником по-новому, с вкраплением калужского колорита и метафизическим посылом.

16.03.2012

Автор: Ирина Крахмалева, Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет